Урок Урок биологии 10 класса (профильный уровень). 3 часа в неделю. Тема «Строение и функции клетки» Учитель Учителя биологии МБОУ СОШ 5. ст. Калниболотской. Прокопенко Елены Григорьевны. Тип урока Урок открытия новых знаний.
План урока. 1. Мотивация 2. Актуализация опорных знаний. 1. С какого момента в эволюции живых организмов появилась клетка. (с появления мембраны) 2. Что Вам известно о плазматической мембране? 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 3. Презентация компонентов ПМ. (ключевые понятия о каждом компоненте ПМ) 4. План: прочитать текст. 1-группа: стр. 70 Из истории изучения мембраны клетки. 2-группа : стр Свойства плазматической мембраны 3-я группа: стр. 71 Липиды 4-я группа: стр.71 Белки 5-я группа: стр.71 Функции мембранных белков. 6-я группа: стр Углеводы 5. Реализация построения проекта. 6. Первичное закрепление 7. Самостоятальная работа. 5. Учащиеся читают текст, составляют схему ответа. 6. Защита схем по группам, сравнивание с предложенной учителем. 7. Выполнение задания из текста ЕГЭ. 8. Рефлексия 8. Вывод. Самооценка ученика. Выставление оценки. Д.з.
Цитоплазматическая мембрана клетки Цель: углубить знания о цитоплазматической мембране эукариотической клетки, подробно изучить структуру и функции всех компонентов плазматической мембраны. Развитие навыка составления схемы ответа по структурам и функциям компонентов ПМ, умения презентовать свою схему и пояснять предложенную.
КЛЕТКА 1. Цитоплазматическая мембрана Цитоплазма с органоидами Ядро
Из истории изучения мембраны клетки г. Г Давсон и Л. Даниелли (хим. анализ): 1959 г. Дж. Робертсону (эл. микроскоп – микрография): 1972 г ам. уч. С.Сингер, Г. Николсон:
Свойства плазматической мембраны Текучесть 1. Гидрофобные хвосты фосфолипидов скользят друг о друга. 2. Липиды перемещаются, меняют положение, подвижные, пластичные, изменяют форму без потери внутренних контактов Самозамыкание 1. При повреждении мембран, защита гидрофобного слоя 2. Если разделить пополам клетку, каждая замкнется 3. М. двух клеток входят в контакт и сливаются.
Липиды Два слоя фосфолипид: гидрофильными длин. участками внутрь ПМ, гидрофобными снаружи ПМ. Липидный слой- растворитель для мембранных белков
Белки (зависит от аминокислотных остатков) Гидрофильные уч., периферические М. белки. Скользят, вращаясь на ее поверхности Гидрофобные уч., интегральные (пронизывающие) Встраиваются внутрь М. и перемещаются в липидном бислое. Имеют гидрофильные каналы или поры
Функции мембранных белков. Перемещение (белки – переносчики) Ферменты (переносят электроны и преобразуют их энергию Рецепторы
Углеводы - антенны – гликокаликс (с наружи ПМ); одна часть к мембране, вторая – свободная; Комплексы: гликолипидные У+Л, гликопротеиновые У+Б; Функции:распознание участков соседних клеток; обеспечение сцепления клеток и их правильную форму. Углеводы
Диффузия Малые незаряженные молекулы, жирорастворимые вещества, О, СО, СНОН по градиенту концентрации Осмос Мол. воды (плазмолиз) по градиенту концентрации Активный транспорт Спец. Белки-переносчики Э – прокачивание против градиента концентрации АТФ – АТФаза, N-К насос Эндоцитоз Экзоцитоз внутрь наружу пино-, фагоцитоз секреция жел. клеток (лейкоциты) Высокомолекулярные крупные частицы. (захватывание, впячивание, отшнуровывание Транспорт веществ через плазматическую мембрану
Клеточная стенка Функция У грибов У растений Поры Плазмодесма Симпласты Прочитать стр.75. Что означают эти понятия?