Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова Урок литературы в 9 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Когда волнуется желтеющая нива,
Advertisements

Пейзажная лирика Лермонтов о родной природе Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Урок литературы в 5 классе Составила Тарасенко С.И. Муниципальное.
Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива …». Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи.
Тема: «Причастный оборот. Его роль в речи. Выделение причастного оборота на письме». Цели урока для учащихся: 1. Понять, что такое причастныйоборот; 2.
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
1 2 ЗДРАВСТВУЙТЕ! 4 УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива"
ПРИРОДА И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей.
Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва.
Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю.
МихаилЮрьевич Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов – певец свободы
Наблюдающееся явление Горящие костры Сидящая девушка Подсохшее дерево Летящая стрела Обрабатываемая земля Огороженная территория.
Михаил Юрьевич Лермонтов Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова Ученицы 10 «В»класса Витютнева Таня и Шувалова Юлия.
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» Автор: учитель «МОУ СОШ п.Первомайский» Токарева Л.Н.
В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается.
М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.
Христианские мотивы в лирике поэта. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи» Тема о природе «На севере диком»,
Государственные символы Российской Федерации. Конституция – это закон, по которому живут граждане нашей страны.
Синтаксические структуры художественных текстов Экспрессия назывных предложений.
Транксрипт:

Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова Урок литературы в 9 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная школа» Самойлова С.В.

Цели урока: Проследить эволюцию в лирике М.Ю. Лермонтова мотива Родины, странничества и изгнанничества; указать на присущее поэзии М.Ю. Лермонтова органическое единство; Проследить эволюцию в лирике М.Ю. Лермонтова мотива Родины, странничества и изгнанничества; указать на присущее поэзии М.Ю. Лермонтова органическое единство; Понять своеобразие лермонтовского патриотизма; увидеть в его поэтическом наследии единство и борьбу противоположностей, поиск гармонии и отречение от нее; Понять своеобразие лермонтовского патриотизма; увидеть в его поэтическом наследии единство и борьбу противоположностей, поиск гармонии и отречение от нее; Развить понятия «Пейзаж в литературе», «Художественные изобразительно- выразительные средства» Развить понятия «Пейзаж в литературе», «Художественные изобразительно- выразительные средства»

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…»

Проблемный вопрос: Почему поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему поэт называет свою любовь к Родине странной?

* * * Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про милый край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…

Метафора – это слово или выражение, употребленное в переносном значении, так как между обозначаемыми предметами есть сходство Метафора – это слово или выражение, употребленное в переносном значении, так как между обозначаемыми предметами есть сходство Олицетворение – прием художественной выразительности, заключающийся в том, что явления природы и неодушевленные предметы наполняются человеческими чувствами, мыслями Олицетворение – прием художественной выразительности, заключающийся в том, что явления природы и неодушевленные предметы наполняются человеческими чувствами, мыслями Эпитет – это образное определение, обладающее особой художественной выразительностью и создающее живое представление о предмете Эпитет – это образное определение, обладающее особой художественной выразительностью и создающее живое представление о предмете

Схема Все мироздание Бог Я

* * * * * * (Когда волнуется желтеющая нива) ¹ И (свежий лес шумит при звуке ветерка) ², И (прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка) ³ ; (Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой) ; (Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про милый край, откуда мчится он), - [ Тогда смиряется души моей тревога ], [ Тогда расходятся морщины на челе ], - И [ счастье я могу постигнуть на земле ], И [ в небесах я вижу бога ] …

Период (от греч. periodos – «круг») – предложение усложненного типа, построенное по принципу кругообразно замыкающихся и гармонически организованных частей, которые образуют стройную в смысловом и интонационном отношениях законченную единицу речи Период (от греч. periodos – «круг») – предложение усложненного типа, построенное по принципу кругообразно замыкающихся и гармонически организованных частей, которые образуют стройную в смысловом и интонационном отношениях законченную единицу речи I часть (Одинаково построенные и оформленные части) Повышение голоса II часть (замыкает мысль) Понижение голоса 6798 ии,,, ии,;; когда когда когда

Основные особенности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Картины родной природы пробуждают в душе лирического героя чувство гармонии; Картины родной природы пробуждают в душе лирического героя чувство гармонии; Художественное изображение разных времен года воссоздает постепенное ощущение жизни; Художественное изображение разных времен года воссоздает постепенное ощущение жизни; Принцип нарастания одушевленности и индивидуализации; Принцип нарастания одушевленности и индивидуализации; В центре последней строфы – лирическое «Я» и «Бог»; В центре последней строфы – лирическое «Я» и «Бог»; Особая форма стихотворения – сложная синтаксическая конструкция – период. Особая форма стихотворения – сложная синтаксическая конструкция – период.

* * * * * * Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их все слышащих ушей

Видеофрагмент «Ссылка на Кавказ»

Родина Родина Люблю отчизну я, но странную любовью! Не победит ее рассудок мой. Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов Смотреть до полночи готов На пляску с топотом и свистом На пляску с топотом и свистом Под говор пьяных мужичков. Под говор пьяных мужичков.

Видеофрагмент «Смерть Лермонтова»

Пускай холодною землею Засыпан я, Засыпан я, О друг! Всегда, везде с тобою Душа моя. Душа моя. Любви безумного томленья, Жилец могил, Жилец могил, В стране покоя и забвенья Я не забыл. Я не забыл. М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов

Использованная литература lermontov.niv.ru html lermontov.niv.ru/lermontov/family/portret_1. htm Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки, 2- е изд. М., 1967 Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1964 Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940 Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений, 2-е изд., тт. 1–4. М., 1983–1984 Лермонтовская энциклопедия. М., 1980 М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972 Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. – Л., 1961