К 190-летию со дня рождения А.Фета. А.А. ФЕТ - ПОЭТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,- но только песня зреет.
А.Фет – одна из вершин русской классической поэзии. В начале его творчества утверждали, что «ни в ком после Пушкина не почерпнуть столько наслаждения сколько доставит Фет». Но позднее его шедевры оценивались с классовой позиции.
«… г. Фет верно выражает неопределенное впечатление природы, однако его стихи не имеют большое значение в русской литературе» (1859 г.) «… теперь только десяток любителей помнят десяток его стихов» (1860 г.)
«Стихи г. Фета годны для оклейки комнат под обои, завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы» (1861 г.)
«Г.Фет придерживается в стихах гусиного миросозерцания…Также стихи ничем не отличаются от перебирания пальцами, которому предаются купчихи…» (1862 г.)
« В семье второстепенных поэтов г.Фету принадлежит одно из ведущих мест» (1863 г.)
«Я знавал Фета. Он идиот : идиот, каких мало на свете. Но талантлив поэтически. Его стихи могла бы написать лошадь» (1878 г.)
Поэты-символисты В.Брюсов, К.Бальмонт, критики Н.Лернер, Ю.Айхенвальд писали о высоких достоинствах поэзии А.А.Фета.
После 1917 г. поэзия Фета была подвергнута острым нападкам. Утверждалось, что «художники, поддерживающие теорию «чистого искусства», стремятся воссоздать «мир красоты помимо и вопреки действительности»(1987 г.)
Жизнь Фета началась с суровых испытаний. Его мать, Ш.Фёт, бежала с А. Шеншиным, усыновившим вскоре родившегося ребенка. В 1835 г. он отлучен от рода Шеншиных. В г.г. учится в пансионе г. Верро. Образование он получил хорошее.
Фет поступил в университет в 1838 году, где подружился с будущим поэтом и известным критиком А.Григорьевым, замечательным поэтом Я.Полонским, видным историографом С.Соловьевым. В 1840 г. Издает первую книгу стихотворений.
Фета поддерживают профессора С.П.Шевырев (он часто бывает у него дома, советуется: Шевырев сам интересный поэт) и М.П.Погодин. Фет регулярно печатается в журналах. В 1844 г. оканчивает университет.
В 1845 г. поэт ушел из литературы и поступил на военную службу, чтоб, дослужившись до офицерского чина, стать дворянином».
В 1848 г. Фет встретил и полюбил М. Лазич, создает поэтический цикл, посвященный ей. Женский образ в его лирике тяготеет к вечным идеалам красоты, женственности. В этом предвосхищение поэзии русского символизма.
«Фет не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий тем, которые легко под- даются выражению словом» (П.И.Чайковский) На его стихи писали музыку Чайковский, Танеев, Аренский, Варламов, Балакирев, Рахмани- нов, Римский-Корсаков и другие.
В 1853 г. Фета переводят в Петер- бург, он принят в «Современник». Его стихи нравятся читателям и критикам. В 1856 г. выходит новое собрание стихотворений. В 1859 г. Фет определяет свою эстетическую позицию в уходе от борьбы и «гражданских» вопросов в «чистую» поэзию.
В 1860 г. поэт покупает имение Степановку, создает образцовое хозяйство; он становится активным публицистом, прозаиком, замечательным переводчиком и мемуаристом. По Фету, идеал общественного бытия достигается вольнонаемным трудом и моральным просветительством.
В 1870-х г.г. Фет становится богатым, приобретает имение Воробьевку, дом в Москве. Становится дворянином, камерге- ром. Достигает материальной независимости, и абсолютная свобода творчества выражается в полной мере.
За блестящие переводы Фет становится членом –корреспондентом РАН. У него тесный, но замечательный круг друзей и единомышленников: Л.Н.Толстой, Н.Страхов, Я. Полонский, В.Соловьев.
Поэт никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем – либо помимо красоты и любви, он подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью. А.Фет ограничил свою поэзию темами родины, природы, любви, искусства.
С 1883 по 1891 г.г. расцвет творчества А.Фета. Выходят четыре сборника «Вечерние огни». Лирика в них пронизана ощущением распада мира на части. Все больше тревоги, боли и смятения появляется в его стихах.
Любовь у Фета - олицетворение всех печалей, невзгод, волнений, которыми преисполнено все человеческое бытие. Поэтому преобладающая тональность его любовной лирики трагична.
Склеп с могилами.А. Фета и его супруги.
К литературной традиции А.Фета тяготели поэты-символисты: А.Блок, А.Белый, В.Брюсов и др., а также поэты советского периода (С.Есенин, Б.Пастернак, Н.Рубцов). Трудно переоценить вклад А.Фета в русскую поэтическую культуру.