«Особенности применения новых логопедических технологий на лексико- грамматических занятиях» Учитель-логопед Найданова Татьяна Михайловна.
Цель: приобретение навыков лексико- грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт (план в рисунках). Цель: приобретение навыков лексико- грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт (план в рисунках). Задачи: Развитие психологической базы речи. Развитие психологической базы речи. Развитие навыков речевой коммуникации. Развитие навыков речевой коммуникации. Активизация словаря по теме «Профессии». Активизация словаря по теме «Профессии». Формирование навыков построения предложений по направлениям (в интеллектуальных картах). Формирование навыков построения предложений по направлениям (в интеллектуальных картах). Формирование навыков построения монологических высказываний. Формирование навыков построения монологических высказываний. Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций). Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций). Развитие навыков контроля, самоконтроля за построением связных высказываний. Развитие навыков контроля, самоконтроля за построением связных высказываний.
Синквейн-. с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна: первая строка – ОДНО слово, обычное существительное, отражающее главную идею; первая строка – ОДНО слово, обычное существительное, отражающее главную идею; *вторая строка – ДВА СЛОВА, прилагательные, описывающие основную мысль; *третья строка,ТРИ СЛОВА, глаголы, описывающие действия в рамках темы; *третья строка,ТРИ СЛОВА, глаголы, описывающие действия в рамках темы; *четвёртая строка – ФРАЗА из нескольких слов, показывающая отношение к теме; *четвёртая строка – ФРАЗА из нескольких слов, показывающая отношение к теме; *пятая строка – СЛОВА, связанные с первым, отражающие сущность темы. *пятая строка – СЛОВА, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Направления работы: - логопед – ребёнок; - логопед – ребёнок; - логопед – родители – ребёнок; - логопед – родители – ребёнок; - логопед – преподаватель ИЗО – ребёнок; - логопед – преподаватель ИЗО – ребёнок; - логопед – педагог – ребёнок; - логопед – педагог – ребёнок;
Этапы работы на уроке: 1. Организационный момент. 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. 2. Введение в тему. 3. Речевая гимнастика 3. Речевая гимнастика 4.Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме. 4.Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме. 5. Физкультминутка. 5. Физкультминутка. 6. Работа по интеллектуальной карте: называние картинок, выделение основных понятий, формирование навыков построения предложений. 6. Работа по интеллектуальной карте: называние картинок, выделение основных понятий, формирование навыков построения предложений. 7. Составление устного связного монологического высказывания по интеллектуальной карте. 7. Составление устного связного монологического высказывания по интеллектуальной карте. 8. Закрепление знаний по теме. 8. Закрепление знаний по теме. Работа по составлению синквейна. Работа по составлению синквейна. 9. Подведение итогов занятия. 9. Подведение итогов занятия.
Примеры синквейна : ДОЖДЬ ДОЖДЬ Грибной, летний. Льёт, капает, стучит. Я люблю гулять под дождём. Лужи, тучи, вода.
ВЕТЕР Сильный, холодный. Срывает, дует, воет. Ветер осенью холодный. Осень, холод, сквозняки. РАДУГА Весёлая, разноцветная. Появляется, радует, играет. На небе, после дождя, большая радуга. Дождь, тепло, лето, детство.
Темы интеллектуальных карт:
Результаты работы: 1.Тренируется, улучшается память (от 30% до 70% объёма материала). 1.Тренируется, улучшается память (от 30% до 70% объёма материала). 2. Значительно увеличивается словарный 2. Значительно увеличивается словарный запас детей по лексическим темам. 3. Снижается количество ошибок в Ф/Д с 10 до 0-2 ошибок. запас детей по лексическим темам. 3. Снижается количество ошибок в Ф/Д с 10 до 0-2 ошибок. 4. Повышается уровень умения выделять ключевые понятия при подготовке пересказа. 4. Повышается уровень умения выделять ключевые понятия при подготовке пересказа. 5. Развивается орфографическая зоркость. 5. Развивается орфографическая зоркость.