Выполнила: Ученица 10 а класса МОУ СОШ 15 Ерофеева Александра
В 70-е годы девятнадцатого века Здесь функционировали мужская и женская гимназии, институт благородных девиц, горное и промышленное училища, учительская семинария, акушерско-фельдшерская школа, 24 начальных училища, в состав которых входили городские и приходские училища, воскресные школы.
К 1900 г. в Иркутске было три воскресные школы - мужская (с 1885 г.) в здании ремесленно- слободского училища, 1-я женская (с 1887 г.) в том же здании, 2-я женская (с 1892 г.) в здании Крестовоздвиженского училища. Особой популярностью пользовались воскресные школы при ремесленно-слободском училище, где активно трудились учителя Константин Черняков, Наталья Федорова, Агриппина Козьмина, Александра Ошуркова.
С конца 80-х гг. в связи со значительным увеличением числа учителей в начальных училищах самой распространенной формой профессионального общения стали педагогические советы. Широко вошла в практику и организация общих педагогических советов сразу для нескольких училищ под председательством главного инспектора училищ Восточной Сибири. На педсоветах, которые собирались в среднем раз в месяц, обсуждались главным образом учебно-воспитательные и хозяйственные дела. Рассматривался и блок вопросов, касающихся уровня профессионализма учителя, его поведения на уроках, в частности, разбирались неподобающие в ряде случаев поступки: рукоприкладство, оскорбление отстающих учеников, некорректный отзыв о коллеге в присутствии учащихся и т.п. [6. л. 5; 7, л. 24 и об.]. Порицались слабая профессиональная подготовка учителя, его некомпетентность, отсутствие самодисциплины и ответственности, что зачастую выливалось в пропуск уроков без уважительных причин и нередко приводило к их увольнению с работы.
Уже к началу 80-х гг. в учебных заведениях Иркутска вошла в практику организация различных чтений, вечеров и утренников, посвященных известным церковным, государственным и военным деятелям, памятным историческим датам как местного, так и всероссийского значения. Работа над общим делом сплачивала преподавателей, побуждала их искать оптимальные пути тесного сотрудничества в деле расширения знаний у своих воспитанников. Атмосфера торжественности, царившая на праздниках, благотворно влияла на их эмоциональный настрой. Однако случалось, что жесткая регламентация начальства пресекала многие инициативы, идущие от преподавателей, которым хотелось организовать что-либо по своему усмотрению, расширить или видоизменить предложенную программу торжеств.
Большое значение для полноценной духовной жизни педагогов имели школьные учительские библиотеки. Популярностью среди преподавателей пользовались журналы "Народный учитель", "Русская школа", "Русский начальный учитель". Из местных периодических изданий учителя отдавали предпочтение газетам "Иркутские губернские ведомости" и "Восточное обозрение". На страницах "Иркутских губернских ведомостей" публиковались циркуляры Министерства народного просвещения, уставы местных учебных заведений, т.е. в основном официальная информация. В "Восточном обозрении" было гораздо меньше официальных документов, но зато уделялось много внимания проблемам материального и правового положения народного учителя.
Одна треть преподавателей начальных учебных заведений вышла из стен иркутской женской гимназии, остальные полмили образование в местной учительской семинарии, институте благородных девиц, учительских институтах Санкт-Петербурга, Вильно, Глухова и Оренбурга. Две трети народных учителей были из семей чиновников и мещан, остальные вышли из среды духовенства.