Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Элегия «Дума»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско- Ахтарского района, Уринова Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Advertisements

Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Изображение поколения 3х годов в творчестве Лермонтова
Судьба поколения в лирике М.Ю. Лермонтова Подготовили учащиеся 9 Б класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Жукова Анастасия Жукова Екатерина Учитель.
Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка.
« Ночное светило русской поэзии ». В русской литературе М. Ю. Лермонтов продолжал дело А. С. Пушкина. Стихотворение « Смерть поэта » возвестило о рождении.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?
Бородинское сражение Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром.
Печально я гляжу на наше поколенье ! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. К добру.
У подножия горы Машук раскинулся красавец город Пятигорск. Знаменит Пятигорск местами, связанными с великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
Лирика Лермонтова годов. В начале декабря 1837 года хлопоты бабушки увенчались успехом. Лермонтова сначала перевели в Гусарский полк в Новгород,
Анализ стихотворения Как построено стихотворение? Как построено стихотворение? Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?
Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Цель: осмыслить, как развивается тема Родины в творчестве поэта «Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет.
Круглый стол учащейся молодежи г. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Литература 5 класс. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». МОУ «Карсинская СОШ» Солодовникова Н.П.
Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Биография М. Ю. Лермонтова Подготовили ученицы 9 Б класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Жукова Анастасия Жукова Екатерина Учитель Халяпина.
Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян ? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
Викторина «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Транксрипт:

Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Элегия «Дума»

Что характерно для эпохи Лермонтова? было подавление свободомыслия; было время тяжелейшей политической реакции; утверждения нового цензурного устава; расправы с освободительным движением в Европе

История создания. Стихотворение написано в 1838 году. В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого - ни подвигов, ни активной гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума». Трусость выдвигается причиной рабства, рабство – следствием бездействия.

«Ужасная эпитафия всему молодому поколению» Шевырев С.П.

«Дума» Печально я гляжу на ваше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздних их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию – презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, боятся пресыщенья, Мы лучший сок навеки изрекли. Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Закрытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя не злобе, не любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительных стихом, Насмешкою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Эпитеты СравненияМетафоры Синекдоха

Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества. Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться. Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах. Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества. Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться. Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах.

Рифма: перекрёстная. Размер: двусложный, ямб. Печально я гляжу на ваше поколенье! А Печально я гляжу на ваше поколенье! А Его грядущее - иль пусто, иль темно, Б Меж тем, под бременем познанья и сомненья, А В бездействии состарится оно. Б

Составьте цитатную характеристику поколения. «Богаты…ошибками отцов»; «К добру и злу постыдно равнодушны»; «Перед опасностью …малодушны»; «Перед властию… рабы»; «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы и любим мы случайно »

БОРОДИНО - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Общая мысль – упрек поколению 30-годов Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. В смертельной схватке с врагом – и позорное малодушие поколения 30-х гг. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народа – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом»