Муниципальное право Российской Федерации
{ Территориальные основы МСУ
1. Понятие территориальных основ местного самоуправления. 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления. 2. Конституционно-правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 2. Конституционно-правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 3. Понятие, виды и состав территории муниципальных образований 3. Понятие, виды и состав территории муниципальных образований 4. Местное сообщество как социально-правовая категория 4. Местное сообщество как социально-правовая категория 5. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения 5. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения 6. Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях 6. Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях Вопросы
Европейская хартия о местном самоуправлении не определяет понятие «территориальная основа местного самоуправления», однако ст.5 Хартии предусматривает защиту права населения на осуществление местного самоуправления в пределах определенной территории: Европейская хартия о местном самоуправлении не определяет понятие «территориальная основа местного самоуправления», однако ст.5 Хартии предусматривает защиту права населения на осуществление местного самоуправления в пределах определенной территории: 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
Ст. 5: «При любом изменении территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума» Ст. 5: «При любом изменении территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума» Европейская хартия о местном самоуправлении:
Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.
создание муниципального образования; создание муниципального образования; состав территории муниципального образования; состав территории муниципального образования; границы муниципального образования; границы муниципального образования; изменение состава территории муниципального образования; изменение состава территории муниципального образования; упразднение муниципального образования. упразднение муниципального образования. Территориальной основой местного самоуправления определяются:
Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ, Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ, главы 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 131-ФЗ, главы 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 131-ФЗ, главы 15 Земельного кодекса РФ, главы 15 Земельного кодекса РФ, ФЗ РФ «О статусе наукограда в РФ», ФЗ РФ «О статусе наукограда в РФ», закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» и др. и др.
Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов Федерации. Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов Федерации. 2. Конституционно-правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления
В России же сложности, сопутствовавшие государственно- правовым реформам, предопределили активное влияние федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. В России же сложности, сопутствовавшие государственно- правовым реформам, предопределили активное влияние федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.(ст. 72)(ст. 72)
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Статья 131 Конституции РФ определила общие положения, касающиеся территории местного самоуправления:
Часть 1 указанной статьи оставляет открытым вопрос о том, всякое ли городское или сельское поселение может быть территорией осуществления местного самоуправления. Часть 1 указанной статьи оставляет открытым вопрос о том, всякое ли городское или сельское поселение может быть территорией осуществления местного самоуправления. Ведь одни поселения (и городские, и сельские) являются самостоятельными административно-территориальными единицами, а другие входят в состав таких единиц. Ведь одни поселения (и городские, и сельские) являются самостоятельными административно-территориальными единицами, а другие входят в состав таких единиц. Поэтому правовой статус этих территорий существенно разнится. Поэтому правовой статус этих территорий существенно разнится.
К сожалению, недостаточная теоретическая разработанность понятий «муниципальная территория», «административно- территориальное устройство», различные трактовки этих понятий в законодательных актах не позволяют внести полную ясность в вопрос о составе и границах территории местного самоуправления. К сожалению, недостаточная теоретическая разработанность понятий «муниципальная территория», «административно- территориальное устройство», различные трактовки этих понятий в законодательных актах не позволяют внести полную ясность в вопрос о составе и границах территории местного самоуправления.
Принципы территориальной организации МСУ Террито- риальный Поселенческий Демо- графический
местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. С этой целью статусом муниципального образования наделяются: -городские и сельские поселения; -муниципальные районы; -городские округа; -внутригородские территории городов федерального значения; -закрытые административно-территориальные образования; наукограды и приграничные территории. На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. 1. Территориальный принцип:
местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации. Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации. Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ). Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ). 2. Поселенческий принцип:
Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимал в рассмотрение демографические показатели при создании муниципальных образований. Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимал в рассмотрение демографические показатели при создании муниципальных образований. Федеральный закон 6 октября 2003 г., хотя формально и не закрепляет положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения, фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях. Федеральный закон 6 октября 2003 г., хотя формально и не закрепляет положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения, фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях. 3. Демографический принцип:
в контексте названного Федерального закона муниципальными образованиями могут быть территории с численностью проживающих: в контексте названного Федерального закона муниципальными образованиями могут быть территории с численностью проживающих: - менее 1 тыс. человек; - от 1 тыс. до 10 тыс. человек; - от 10 до 30 тыс. человек; - от 30 до 100 тыс. человек; - от 100 до 500 тыс. человек; - свыше 500 тыс. человек.
Законодательно определены территории с низкой и высокой плотностью населения: территории с низкой плотностью населения: территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ. территории с низкой плотностью населения: территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ. территории с высокой плотностью населения: территории с высокой плотностью населения: территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в РФ.
Перечень субъектов федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, территории которых относятся к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет. Перечень субъектов федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, территории которых относятся к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
3. Понятие, виды и состав территории муниципальных образований ФЗ 1995 г.: ФЗ 1995 г.: муниципальное образование- городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные (представительные) органы. ФЗ 2003 г.: ФЗ 2003 г.: муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2).
В Законе 2003 г. содержатся подробные характеристики описания муниципальных образований общего типа: В Законе 2003 г. содержатся подробные характеристики описания муниципальных образований общего типа: городских и сельских поселений; городских и сельских поселений; муниципальных районов; муниципальных районов; городских округов. городских округов.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
ФЗ упоминаются также муниципальные образования специального типа: ФЗ упоминаются также муниципальные образования специального типа: внутригородские территории городов федерального значения; внутригородские территории городов федерального значения; закрытые административно- территориальные образования; закрытые административно- территориальные образования; города-наукограды. города-наукограды.
Население - граждане РФ, наделенные правом на самостоятельное решение вопросов местного значения; Население - граждане РФ, наделенные правом на самостоятельное решение вопросов местного значения; наличие выборных органов местного самоуправления, уполномоченных на решение вопросов местного значения и выполнение переданных ему государственных полномочий; наличие выборных органов местного самоуправления, уполномоченных на решение вопросов местного значения и выполнение переданных ему государственных полномочий; территория - пространственный предел осуществления властных полномочий населения и органов местного самоуправления; территория - пространственный предел осуществления властных полномочий населения и органов местного самоуправления; местный бюджет - как финансовая основа осуществления функций местного самоуправления; местный бюджет - как финансовая основа осуществления функций местного самоуправления; Муниципальное образование как правовое понятие обладает следующими признаками:·
муниципальная собственность - как имущественная основа осуществления функций местного самоуправления и формирования средств местного бюджета; муниципальная собственность - как имущественная основа осуществления функций местного самоуправления и формирования средств местного бюджета; равенство с другими муниципальными образованиями и неподчиненность другим муниципальным образованиям; равенство с другими муниципальными образованиями и неподчиненность другим муниципальным образованиям; самостоятельность в решении вопросов местного значения; самостоятельность в решении вопросов местного значения; возможность осуществления ряда государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям (муниципальным районам, городским округам) в соответствии законодательством РФ и субъектов РФ. возможность осуществления ряда государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям (муниципальным районам, городским округам) в соответствии законодательством РФ и субъектов РФ.
Указанные признаки позволяют сделать вывод о том, что в российской правовой системе термин «муниципальное образование» используется для характеристики уровня осуществления публичной власти, отличного от уровня осуществления государственной власти. Указанные признаки позволяют сделать вывод о том, что в российской правовой системе термин «муниципальное образование» используется для характеристики уровня осуществления публичной власти, отличного от уровня осуществления государственной власти. Вывод:
В соответствии с положениями ст. 10, 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», В соответствии с положениями ст. 10, 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», территорию поселения образуют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли для развития поселения независимо от форм собственности и целевого назначения Состав территории муниципального образования
в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: Жилым (предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения); Жилым (предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения); Общественно-деловым (для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами); Общественно-деловым (для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами); Производственным (для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами); Производственным (для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами); Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации:
инженерно-транспортным (для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры); инженерно-транспортным (для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры); Рекреационным (для организации отдыха населения, включают в себя парки, скверы, городские лева, пляжи, пруды, озера и т.п.); Рекреационным (для организации отдыха населения, включают в себя парки, скверы, городские лева, пляжи, пруды, озера и т.п.); сельскохозяйственного использования (включают земли, занятые пашнями, огородами, зданиями и сооружениями сельскохозяйственного назначения); сельскохозяйственного использования (включают земли, занятые пашнями, огородами, зданиями и сооружениями сельскохозяйственного назначения); специального назначения (для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых и иных отходов и т.п.), специального назначения (для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых и иных отходов и т.п.), военных объектов военных объектов и иным. и иным.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, скверами, автомобильным дорогами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, скверами, автомобильным дорогами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В состав территории городских и сельских поселений согласно ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны входить земли, необходимые для развития поселений. В состав территории городских и сельских поселений согласно ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны входить земли, необходимые для развития поселений.
Муниципальное образование как категорию местного самоуправления нельзя сводить только к территориальным, пространственным характеристикам. Муниципальное образование как категорию местного самоуправления нельзя сводить только к территориальным, пространственным характеристикам. Каждое муниципальное образование – это сложный социально- правовой механизм формирования и функционирования местного сообщества, представляющего собой форму объединения людей, проживающих в пределах конкретной территории, и призванного обеспечить каждому полноценную жизнь, свободу личной инициативы, доступ к знаниям, широкие взаимосвязи с другими членами сообщества. 4. Местное сообщество как социально-правовая категория
Понятие «сообщество» (community) в научной литературе имеет много значений. Понятие «сообщество» (community) в научной литературе имеет много значений. Обычно сообщество связывают с местом проживания (микрорайон, сельский населенный пункт), Обычно сообщество связывают с местом проживания (микрорайон, сельский населенный пункт), группами населения со сходными характеристиками (городские жители, пенсионеры) или с общим интересом, объединяющим людей (профессия, вероисповедание). Для сообществ характерны социальные отношения с тесными продолжительными личными связями. Для сообществ характерны социальные отношения с тесными продолжительными личными связями.
термин «местное сообщество» употребляется как в научной литературе, так и в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. термин «местное сообщество» употребляется как в научной литературе, так и в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. В основе концепции местного сообщества как территориального коллектива лежит рассмотрение общины как территориальной корпорации юридического лица публичного права, основанной на членстве объединенных фактом совместного проживания граждан В основе концепции местного сообщества как территориального коллектива лежит рассмотрение общины как территориальной корпорации юридического лица публичного права, основанной на членстве объединенных фактом совместного проживания граждан
В системе местного самоуправления под населением следует понимать не просто группу людей, проживающих на определенной территории, а местное сообщество, объединенное в соответствии с целями своего жизнеобеспечения в пределах территории, где осуществляется местное самоуправление. В системе местного самоуправления под населением следует понимать не просто группу людей, проживающих на определенной территории, а местное сообщество, объединенное в соответствии с целями своего жизнеобеспечения в пределах территории, где осуществляется местное самоуправление.
А) общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.); А) общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.); б) место (территория), пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т.д.); б) место (территория), пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т.д.); в) социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общественные услуги и т.д.); в) социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общественные услуги и т.д.); г) ощущение сообщества (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.). г) ощущение сообщества (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.). признаки местного сообщества :
Федеральное законодательство о местном самоуправлении никогда не пользовалось термином «местное сообщество». Федеральное законодательство о местном самоуправлении никогда не пользовалось термином «местное сообщество». Напротив, когда в 1995 г. при принятии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» шла борьба между так называемыми «президентским» и «парламентским» законопроектами, возобладал последний, отвергавший концепцию местного сообщества. Напротив, когда в 1995 г. при принятии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» шла борьба между так называемыми «президентским» и «парламентским» законопроектами, возобладал последний, отвергавший концепцию местного сообщества. Действующий Закон о местном самоуправлении оперирует понятием «муниципальное образование». Действующий Закон о местном самоуправлении оперирует понятием «муниципальное образование».
Толкуя нормы Конституции РФ, К.С. указал: «В соответствии со статьей 131 (ч.) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции РФ все муниципальные образования независимо от их территориальной основы предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества, решения вопросов местного значения исходя из интересов населения». Толкуя нормы Конституции РФ, К.С. указал: «В соответствии со статьей 131 (ч.) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции РФ все муниципальные образования независимо от их территориальной основы предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества, решения вопросов местного значения исходя из интересов населения». Конституционный Суд РФ употребляет понятия «местное сообщество» и «муниципальное сообщество» как равнозначные.
Таким образом, местное сообщество это население, проживающее на исторически сложившейся и экономически обособленной территории одного или нескольких поселений, объединенное общими условиями жизни и необходимостью решения общих вопросов местного значения. Таким образом, местное сообщество это население, проживающее на исторически сложившейся и экономически обособленной территории одного или нескольких поселений, объединенное общими условиями жизни и необходимостью решения общих вопросов местного значения. Значение этой категории состоит в том, что муниципальное сообщество является организационно- территориальной основой местного самоуправления. Значение этой категории состоит в том, что муниципальное сообщество является организационно- территориальной основой местного самоуправления. Вывод:
Границы муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов местного самоуправления, а также выступают как основные элементы территориальной структуры муниципального образования. Границы муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов местного самоуправления, а также выступают как основные элементы территориальной структуры муниципального образования. 5. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения
Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Осуществляется по инициативе: Осуществляется по инициативе: а) населения; а) населения; б) органов местного самоуправления; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Российской федерации; в) органов государственной власти субъектов Российской федерации; г) органов государственной власти РФ. г) органов государственной власти РФ.
Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п.6 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправлении и государственной власти процедуры изменения границ поселений. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п.6 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправлении и государственной власти процедуры изменения границ поселений.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законом субъекта Российской федерации. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законом субъекта Российской федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
1) Территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. 1) Территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. требования к установлению и изменению границ муниципальных образований :
2) В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). 2) В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
3) В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый. 3) В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый.
4) Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек; 4) Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
5) На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. 5) На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
6) Административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района; 6) Административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
7) Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. 7) Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.
8) Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; 8) Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района
9) Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации 9) Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
- объединение - слияние двух и более муниципальных образований в одно новое с переходом прав и обязанностей каждого из объединившихся к вновь возникшему муниципальному образованию; - объединение - слияние двух и более муниципальных образований в одно новое с переходом прав и обязанностей каждого из объединившихся к вновь возникшему муниципальному образованию; - разделение – создание двух и более муниципальных образований за счет деления одного муниципального образования с его последующим прекращением; - разделение – создание двух и более муниципальных образований за счет деления одного муниципального образования с его последующим прекращением; - изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа - изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа формы преобразования муниципальных образований:
К таким территориям относятся: города федерального значения, города федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, закрытые административно-территориальные образования, наукограды наукограды приграничные территории приграничные территории районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) инновационный центр "Сколково" инновационный центр "Сколково" 6. Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях
Москва имеет сложное административное деление, в том числе и социальную, транспортную инфраструктуру, требующую централизованного обеспечения и обслуживания. Москва имеет сложное административное деление, в том числе и социальную, транспортную инфраструктуру, требующую централизованного обеспечения и обслуживания. Территориальными единицами города Москвы являются районы, входящие в состав одного из девяти административных округов. В административных округах осуществляют свою деятельность органы исполнительной власти города Москвы - префектуры, в районах - органы местного самоуправления. Районы и административные округа имеют наименования и границы, закрепляемые правовыми актами города Москвы. Территориальными единицами города Москвы являются районы, входящие в состав одного из девяти административных округов. В административных округах осуществляют свою деятельность органы исполнительной власти города Москвы - префектуры, в районах - органы местного самоуправления. Районы и административные округа имеют наименования и границы, закрепляемые правовыми актами города Москвы. В одном районе города Москвы может быть создано несколько муниципальных образований, но муниципальные образования не могут включать в себя территории нескольких районов. Так, в городе Москве всего 125 районов, соответственно создано 125 муниципальных образований. В одном районе города Москвы может быть создано несколько муниципальных образований, но муниципальные образования не могут включать в себя территории нескольких районов. Так, в городе Москве всего 125 районов, соответственно создано 125 муниципальных образований. Помимо этого в состав Москвы могут входить территории, примыкающие к границам города, и территории, находящие на территории другого субъекта Российской Федерации - Московской области. Помимо этого в состав Москвы могут входить территории, примыкающие к границам города, и территории, находящие на территории другого субъекта Российской Федерации - Московской области. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
К органам местного самоуправления в городе Москве относятся: К органам местного самоуправления в городе Москве относятся: представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание; представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание; исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет; исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет; другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования. другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, а также их наименование и наименования должностных лиц, порядок избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований. В городе Москве органы местного самоуправления являются юридическими лицами. В городе Москве органы местного самоуправления являются юридическими лицами.
В закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) муниципальные образования могут создаваться только в статусе городских округов. В закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) муниципальные образования могут создаваться только в статусе городских округов. Такое требование обусловлено тем, что ЗАТО образуются по решению Президента Российской Федерации, режим управления и организации обеспечения жителей необходимыми публичными услугами регулируется специальным законом Российской Федерации об административно-территориальных образованиях. Такое требование обусловлено тем, что ЗАТО образуются по решению Президента Российской Федерации, режим управления и организации обеспечения жителей необходимыми публичными услугами регулируется специальным законом Российской Федерации об административно-территориальных образованиях. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
Поскольку в пределах ЗАТО, как правило, могут располагаться промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, то для таких территорий должен быть установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, в том числе, специальные условия проживания граждан. Поскольку в пределах ЗАТО, как правило, могут располагаться промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, то для таких территорий должен быть установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, в том числе, специальные условия проживания граждан.
Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования зависят от режима секретности территории, на которой создано ЗАТО. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования зависят от режима секретности территории, на которой создано ЗАТО.
В связи с вышеназванными особенностями на органы местного самоуправления ЗАТО, как правило, возлагаются дополнительные полномочия. В связи с вышеназванными особенностями на органы местного самоуправления ЗАТО, как правило, возлагаются дополнительные полномочия. Например, обязанности по координации деятельности предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; Например, обязанности по координации деятельности предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; по разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. по разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе.
- участие совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно- территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в определении пропускного режима в закрытом административно- территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; - участие совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно- территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в определении пропускного режима в закрытом административно- территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; Дополнительными полномочиями органов местного самоуправления ЗАТО могут являться:
- по согласованию с органами федеральной службы безопасности право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; - по согласованию с органами федеральной службы безопасности право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
- осуществление контроля за санитарно- эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно- территориального образования, - осуществление контроля за санитарно- эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно- территориального образования, -за исключением режимных предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. При этом органы местного самоуправления обязаны информироваться о результатах таких проверок; При этом органы местного самоуправления обязаны информироваться о результатах таких проверок;
- внесение предложений в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность. - внесение предложений в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность. В настоящее время в Российской Федерации создано 43 закрытых административно- территориальных образования. В настоящее время в Российской Федерации создано 43 закрытых административно- территориальных образования.
в случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения ЗАТО в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта обязан осуществлять меры в случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения ЗАТО в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта обязан осуществлять меры -по спасению и охране жизни и здоровья людей, -защите их прав, -сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, -принимать решение об эвакуации населения. Дополнительными полномочиями может быть наделен и руководитель муниципального образования ЗАТО:
Законом могут быть установлены пределы нормотворчества органов местного самоуправления ЗАТО. Законом могут быть установлены пределы нормотворчества органов местного самоуправления ЗАТО. Например, правовые акты органов местного самоуправления в отношении ЗАТО могут действовать ограничено, поскольку решение некоторых вопросов, связанных с обеспечением охраны государственной тайны в ЗАТО, возложено на соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Например, правовые акты органов местного самоуправления в отношении ЗАТО могут действовать ограничено, поскольку решение некоторых вопросов, связанных с обеспечением охраны государственной тайны в ЗАТО, возложено на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
В ЗАТО может быть установлен особый режим использования земель. В ЗАТО может быть установлен особый режим использования земель. Дефицит бюджета ЗАТО может покрываться субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в особом порядке, определяемом Правительством России, поскольку статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями Дефицит бюджета ЗАТО может покрываться субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в особом порядке, определяемом Правительством России, поскольку статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями
Особым видом муниципальных образований являются наукограды Российской Федерации, создающиеся со статусом городских округов. Особым видом муниципальных образований являются наукограды Российской Федерации, создающиеся со статусом городских округов. Это обязательно должно быть муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Это обязательно должно быть муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития
Статус наукограда Российской Федерации муниципальному образованию может быть присвоен Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до 25 лет. Статус наукограда Российской Федерации муниципальному образованию может быть присвоен Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до 25 лет.
- весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования; - весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования; - в уставе муниципального образования должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно- производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовке кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса. - в уставе муниципального образования должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно- производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовке кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.
Финансирование муниципального образования - наукограда Российской Федерации также имеет свои особенности. Финансирование муниципального образования - наукограда Российской Федерации также имеет свои особенности. Например, финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ и иных источников финансирования Например, финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ и иных источников финансирования
Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях обусловлены наличием специального акта - Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях обусловлены наличием специального акта - Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Организация местного самоуправления на приграничных территориях
Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории. обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.