К вопросу о компетентности современного учителя Забашта М. А., методист по английскому языку ГОУ лицей 533 март, 2010 г.
Основной результат деятельности ОУ «Основной результат деятельности ОУ- не система ЗУНов сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах»
Причины актуальности компетентностного подхода Вступление России в Болонский процесс (2003 г.) общеевропейская тенденция интеграции.направленная на создание в Европе открытой системы высшего образования Смена образовательной парадигмы традиционное обучение,ориентированное на получение знаний, умений и навыков, заменяется на личностно-ориентированное, направленное на формирование ключевых компетенций и развитие личности учащегося Предписания внедрения компетенции и компетентностного подхода нормативными документами (И. А. Зимняя)
Компетенция и компетентность Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность -обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определённой области и эффективно в ней действовать. ( А. В.Хуторской )
Профессиональная компетентность Осведомленный,авторитетный в какой-то области (О.И.Ожегов) Способный аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей (В. Ю.Кричевский) Сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно- воспитательного процесса (В.А. Адольф) Совокупность профессионально- педагогических компетенций ( Е. Н. Соловова)
Профессиональная компетентность ПК- интегральная профессионально- личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально- педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами
Аспекты профессиональной компетенции (ПК) Профессиональная компетентность Когнитивный Операционно- технологический Аксиологический
Дополнительные составляющие ПК на современном этапе Соотнесение своей деятельности с наработками на уровне мировой педагогической культуры, отечественной педагогики Способность продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег и передавать свой опыт другим Креативность как способ бытия в профессии Способность к рефлексии
Компетентностная модель современного учителя (Г.Л.Абдулгалимов) – Предметная компетентность учителя – Педагогическая компетентность учителя – Социальная компетентность учителя Стандартный уровень Творческий уровень 1 2 3
Предметная компетентность учителя Когнитивная составляющая знание предмета; знание смежных наук; знание и и обеспечение реализации содержания и структуры ФБУП; знание учебных программ по предмету; знание требований ГИА по данному предмету.
Предметная компетентность учителя Операционно- технологическая : умение извлекать информацию по предмету; самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений; постоянная работа с периодикой; умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей. Аксиологическая: глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы; готовность и желание познавать, учиться.
Критерии оценки ПК учителя Предметная компетентность Предметная компетентность: -знания в обл. предмета; -методологии преподавания Оптимальный уровень 8-10 баллов Достаточный уровень 6-7 баллов Критический уровень 5 баллов и ниже
Критерии оценки ПК учителя Предметная компетентность Оптимальный уровень отлично знает содержание предмета; хорошо ориентируется в НД и современных публикациях по методологии; использует продуктивный опыт в содержании урочной/внеурочной деятельности учащихся.
Критерии оценки ПК учителя Предметная компетентность Достаточный уровень хорошо знает содержание предмета; хорошо ориентируется в НД и современных публикациях; вводит эпизодически продуктивный опыт и инновационные приемы в содержание учебного процесса.
Критерии оценки ПК учителя Предметная компетентность Критический уровень знает содержание предмета; практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании; не пользуется периодикой; не пользуется продуктивным опытом в учебном процессе, инновационные приемы отсутствуют.
Выводы Использование компетентностного подхода в образовании предполагает изменения в профессиональном сознании учителя, его деятельности Компетентность в контексте педагогической деятельности -комплексный профессионально- личностный ресурс Уровень сформированности профессиональных компетенций учителя должен быть достаточным для формирования ключевых компетенций учащихся
Спасибо за внимание!