Педагогическая концепция Формирование экологической компетентности учащихся в процессе профильного обучения Формирование экологической компетентности учащихся в процессе профильного обучения биологии и химии Заволипенский А. И.
Экологическая компетентность – это целостная система знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области, включение полученных знаний в систему морально-этических ценностей учащегося, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы. Экологическая компетентность – это целостная система знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области, включение полученных знаний в систему морально-этических ценностей учащегося, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.
экологическая грамотность экологическая эрудиция экологическая образованность Составные части экологической компетентности
Цель: заложить прочные основы экологической компетентности у учащихся, которые лишь приближаются к будущей профессиональной деятельности в рамках профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. заложить прочные основы экологической компетентности у учащихся, которые лишь приближаются к будущей профессиональной деятельности в рамках профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
Задачи: проанализировать современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме; проанализировать современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме; определить критерии эффективности реализации поставленной цели; определить критерии эффективности реализации поставленной цели; подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня экологической компетентности учащихся; подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня экологической компетентности учащихся;
Предполагаемый результат: в ходе реализации концепции будет создана программа курса по выбору предпрофильной подготовки в системе профильного обучения, направленная на формирование экологической компетентности девятиклассников; в ходе реализации концепции будет создана программа курса по выбору предпрофильной подготовки в системе профильного обучения, направленная на формирование экологической компетентности девятиклассников; повышение мотивации к изучению предмета; повышение мотивации к изучению предмета; развитие устойчивого интереса к экологическим вопросам; развитие устойчивого интереса к экологическим вопросам; стремление к участию в экологической деятельности. стремление к участию в экологической деятельности.
Этапы реализации поставленных задач 1. Анализ современной педагогической, психологической, методической литературы по проблеме. 2. Определение критериев эффективности реализации поставленной цели. 3. Подбор диагностического инструментария. 4. Анализ полученных результатов. Вовлечение учащихся в экологическую деятельность.
Экологическая направленность личности Наличие системы экологических знаний Экологическое сознание экоцентрического типа Экологическое мышление Экологические умения и навыки Экологическое чувствование Экологическое мировоззрение Основные структурно-содержательные характеристики экологической компетентности старшеклассников
Диагностический инструментарий для оценки формирования экологической компетентности старшеклассников в системе профильного обучения биологии Критерии сформированности Критерии сформированности экологической компетентности экологической компетентности старшеклассников: старшеклассников: КОГНИТИВНЫЙ ЦЕННОСТНО- МОТИВАЦИОННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ПРАКТИЧЕСКИЙ
Программы экологической направленности Экологические проблемы современности Металлы и здоровье человека
Формирование экологической компетентности на уроках Биологии Химии Структура биоценоза Экологические факторы среды Производство серной, азотной кислот Характеристика галогенов Синтез органических веществ Биосфера
Диаграмма 1. Уровень развития мотивов учебной деятельности девятиклассников. ( Ценностно – мотивационный критерий). %
Диаграмма 2. Уровень объема и прочности знаний девятиклассников. (Когнитивный критерий.) %
Диаграмма 3. Уровень развития практических навыков и творческих способностей. (Деятельностно – практический критерий).
Родник Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность. Б. Шоу. Б. Шоу.