Некоторые аспекты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Из опыта работы учителя МОУ СОШ 4 г.Собинки Марковой О.А.
Своеобразие романа Роман, написанный «в стол» Сложная композиция Возможность сравнения с другими источниками Параллельные сюжетные линии Вариативность в определении жанра
Методические возможности при изучении романа Выход на философско-этические категории: свобода – несвобода личности, добро – зло, истина – догма Опыт сравнительного анализа Опыт эмоционального реагирования
Цель: помочь учащимся воспринять, осмыслить и оценить многоплановый русский философский роман
Система уроков о романе 1.«И родилось творение необыкновенное» 2-3. Роль библейских (ершалаимских) глав в романе 4-5. Миф, фантастика, сатира –три дороги к одной цели 6. Проблемы творчества и судьбы художника – мастера.
Содержание уроков словарная работа наблюдение за стилевыми особенностями сравнение и синтез на основе текса
Пример синквейна по сюжетной линии «Иешуа – Понтий Пилат» 1. Суд 2. Свободный, всесильный, нона свободный 3. Казнить – «погибли» -мучиться 4. Трусость –один из самых страшных пороков 5. Страх – предательство -раб
Сопоставление данных об Иисусе Христе и Иешуа в Евангелие от Матфея и романе Булгакова Компоненты сравнения Иисус Христос Иешуа Га-Ноцри Возраст Происхождение Популярность Ученики Процедура казни Проповедь Судьба
Изображение москвичей 30-х годов 20 века- людей, окованных путами Инструкций Ирония Сатира Гротеск Гипербола Пародия
Пример синквейна по сюжетной линии «Москва 30-х – Воланд и его свита» 1. Москва 2. Сверхъестественное – реальное 3. Выявить – обнажить – высветить 4. Эксперименты на человечность – бесчеловечность 5. Несвобода – колодники - подлость
Темы выступлений детей Биографическая основа истории любви Мастера и Маргариты (Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна) «-Я Мастер…» «Словом …она была счастлива? Ни одной минуты!» «Любовь выскочила перед нами как «Когда люди совсем ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы» Роман - завещание