ВСЕ О ГРАТТАЖЕ ГБОУ СОШ 2 ж.-д. ст. Шентала СП ДС «Звездочка» ст. воспитатель Артемьева О.И.
Граттаж (от фр. gratter скрести, царапать) это техника нетрадиционного рисования, в которой рисунок получается путем процарапывания пером бумаги, которая предварительно покрыта парафином и закрашена тушью. Ещё такую технику называют воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом линий рисунка и чёрного фона. Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».
Значение техники Граттаж для развития детей Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж». Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам нужно готовить исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага. Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитовой-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца! В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, рыбки, бабочки, птички и.д. Работы, выполненные в технике граттаж, необычны, их можно разглядывать бесконечно
Что нужно для работы? Полу картон или плотная бумага белая или цветная, свеча, широкая кисть, гуашь темного цвета, палочка с острым концом, жидкое мыло. Подготовка к работе: Застелить стол газетой или клеёнкой. Подготовка листа: Цветной или белый лист натереть свечой без пропусков. Что можно изобразить? Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.
Работы детей «Лето»
Зима
«Космос»