Департамент образования города Москвы г. Общегородской педагогический совет Государственная программа развития системы образования города Москвы на период годы Основные подходы и приоритетные направления
Основания для разработки Программы: Департамент образования города Москвы 2 Решение Правительства Москвы о разработке Государственной программы «Столичное образование» на период года от г. Назначение Департамента образования города Москвы ответственным разработчиком План работы Правительства Москвы на 1 полугодие 2011 года (12 апреля рассмотрение Программы «Столичное образование» на заседании правительства) Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенст- вованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Федеральные государственные образовательные стандарты
Цель презентации : Департамент образования города Москвы 3 Проинформировать о целях, задачах и ходе разработки Программы Представить видение Рабочей группы по приоритетным направлениям Программы Сформулировать вопросы, по которым разработчикам ОСОБЕННО важно знать мнение педагогической общественности.
Разработчики Программы: Департамент образования города Москвы 4 Экспертный совет во главе с О.Ю. Голодец, заместителем мэра в Правительстве Москвы Рабочая группа Департамента образования города Москвы (координатор рабочей группы – Каганов В.Ш., первый заместитель руководителя ДОгМ) Группа научных консультантов (руководитель Кузьминов Я.И., ректор НИУ ВШЭ) Педагогическая общественность Экспертное сообщество
Функции Программы: Департамент образования города Москвы 5 Инструмент обеспечения функционирования системы образования на годы Механизм решения накопившихся в системе проблем Инструмент модернизации и развития системы
Миссия системы образования города Москвы: Департамент образования города Москвы 6 Программа – инструмент реализации миссии системы образования на этапе годов Программа – инструмент реализации миссии системы образования на этапе годов Формирование современной образовательной среды, обеспечивающей условия личностного роста и социализации населения столичного мегаполиса Обеспечение кадровых потребностей предприятий и организаций города на средне – и дальнесрочную перспективу.
Особенности Программы: Департамент образования города Москвы 7 Объектом программы являются все уровни образования (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное) Программа носит общегородской характер с включением в сферу влияния образовательных учреждений всех форм собственности Учет потребностей Москвы как мегаполиса Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов на уровне Московского стандарта качества
Московская системы образования сегодня Департамент образования города Москвы 8 Гигантская сеть образовательных учреждений (6500 учреждений разного уровня и форм собственности) 2046 дошкольных и 1450 общеобразовательных учреждений, 156 учреждений дополнительного образования По программам дошкольного образования воспитываются и обучаются более 353 тысяч детей, в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 740 тысяч детей и молодежи, 40 тысяч - в системе дополнительного образования Действует 146 негосударственных общеобразовательных учреждений 91 колледж городского подчинения, более учащихся Колоссальный кадровый потенциал, огромный опыт поколений педагогов высшей квалификации Известные всей России образовательные бренды
Московская система образования должна стать: Департамент образования города Москвы 10 Реальным кадровым и социокультурным ресурсом развития города Позитивным и консолидирующим фактором в жизни москвичей Методическим центром и инновационной площадкой системы образования РФ
Цели программы: Департамент образования города Москвы 11 Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей и потребностей города Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие города и обеспечение его глобальной конкурентоспособности Усиление ориентации системы образования на развитие индивидуальных способностей и поддержку социальной успешности каждого школьника и студента
Учитываются факторы и тенденции: Департамент образования города Москвы 12 Динамика демографической ситуации Характеристики миграционных потоков Изменяющиеся образовательные потребности населения Градостроительные перспективы столичного мегаполиса Развитие Москвы как финансово-экономического и интеллектуального центра, конкуренция за глобальное лидерство Растущие потребности населения в разнообразном и качественном образовании Стратегия социально-экономического развития РФ и Москвы на период до 2020 года Передовые практики мировых образовательных систем
Основные направления Программы : Департамент образования города Москвы 13 «Московский стандарт качества образования» «Формирование нового финансово-экономического механизма в системе образования» «Модернизация сети и инфраструктуры образовательных учреждений» «Профессиональная среда» (Развитие кадрового потенциала системы образования, профессиональной среды) «Профессиональное образование» «Позиционирование и взаимодействие образования с другими институтами»
Московский стандарт качества образования содержит: Департамент образования города Москвы 14 спектр выбора и высокий уровень содержания современные методики преподавания оптимальное оборудование и оснащение безопасность и высокую культуру условий пребывания в школе профессиональные и перспективные педагогические кадры индивидуализированный учет достижений учащихся и многопредметный контроль результатов
Московский стандарт качества образования Поиск механизмов реализации Департамент образования города Москвы 15 Каковы должны быть результаты образовательной деятельности? Какими должны быть условия реализации образовательной деятельности (комфортная безопасная, адаптированная к учащимся с особыми нуждами среда, современное оборудование, стандарты финансирования)? Каковы требования к содержанию образования? Как измерить результаты образовательной деятельности? Как учесть индивидуальные особенности и предпочтения личности ученика (студента)?...
Формирование нового финансово-экономического механизма в системе образования Поиск механизмов реализации Департамент образования города Москвы 16 Как осуществить переход на новые формы бюджетного финансирования, мотивирующие к достижению результата? Каким должен быть контроль, чтобы обеспечивать качество и не отвлекать от учебного процесса? Какими методами стимулировать развитие негосударственного сектора образовательных услуг? Как обеспечить внедрение лучших моделей реализации сетевых, дистантных, семейных, инклюзивных, домашних форм получения образования? Каковы формы повышения эффективности использования финансов, имущества, интеллектуального потенциала?
Модернизация сети и инфраструктуры образовательных учреждений Департамент образования города Москвы 17 Как обеспечить доступность к качественному дошкольному образованию? Как эффективно использовать технологии кооперации и интеграции (образовательные холдинги, «зонтичные бренды»)? Каковы эффективные методы выравнивания слабых школ до уровня сильных (работа со школами с низкими результатами (реорганизация, санация, «school improvement», партнерство с «сильными школами»))? Какова оптимальная структура сети образовательных учреждений в муниципальном районе? Как использовать инновационные технологии в создании комфортной среды («Умная школа», информатизация)?
Профессиональная среда Департамент образования города Москвы 18 Баланс между требованиями и свободой учителя? Как обеспечить приток талантливых педагогов? Каковы направления модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки? Как эффективно стимулировать профессиональное развитие и карьеру педагогов? Как использовать возможности сетевых профессиональных сообществ для поддержки педагогов? Подготовка и повышение квалификации кадров управления – приоритеты?
Профессиональное образование Департамент образования города Москвы 19 Как создать механизмы для интеграции учреждений профессионального образования разных уровней и повышения их вклада в развитие города? Что необходимо для активизации образовательного, научного и культурного потенциала учреждений профессионального образования в интересах города? Как повысить эффективность взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями? Каким образом активизировать потенциал студенчества как «двигателя» городского развития? Что и как развивать в системе профессионального образования города?
Позиционирование образования и взаимодействие с другими институтами Департамент образования города Москвы 20 Как обеспечить открытость системы для общества? Каковы механизмы стимулирования частно-государственного партнерства? Как добиться качества образования, признанного в мире? Как использовать потенциал кооперации системы образования с учреждениями науки, культуры и предприятиями с высокотехнологичным производством? Каковы оптимальные механизмы формирования социокультурной среды вокруг образовательных учреждений? Как поддержать предпринимательскую активность молодежи? Как сделать образовательное учреждение центром семейного (детского и взрослого) творчества и досуга?
Механизмы развития системы образования Департамент образования города Москвы 21 Новые формы финансирования: НПФ, НСОТ, снятие чрезмерных барьеров Модернизация системы управления Участие общества в управлении Максимальное доверие к сильным, контроль и помощь отстающим Системное обучение работающих педагогов и управленцев, предоставление возможности для прихода новых Взаимодействие и использование ресурсов внешних систем
Общегородской педагогический совет «Наша школа в реализации Государственной программы развития системы образования города» Департамент образования города Москвы 22 Организационный Знакомство с материалами программы на сайте Определение даты, состава приглашенных, разработка сценария проведения педсовета, направление информации в Окружное управление Организационный Знакомство с материалами программы на сайте Определение даты, состава приглашенных, разработка сценария проведения педсовета, направление информации в Окружное управление 1 этап г. 1 этап г. Проведение педагогического совета Итоговые материалы и предложения по Программе направляются в адрес окружного управления образования Проведение педагогического совета Итоговые материалы и предложения по Программе направляются в адрес окружного управления образования Реализует окружное управление образования Сбор и обобщение выдвинутых ОУ предложений. Направление аналитического отчета в адрес Рабочей группы Реализует окружное управление образования Сбор и обобщение выдвинутых ОУ предложений. Направление аналитического отчета в адрес Рабочей группы 2 этап г. 2 этап г. 3 этап г. 3 этап г.
Общегородской педагогический совет «Наша школа в реализации Государственной программы развития системы образования города» Департамент образования города Москвы 22 Реализует рабочая группа Департамента образования города Москвы Анализ предложений, поступивших от окружных управлений Доработка проекта программы с учетом предложений Размещение аналитического отчета на сайте Департамента образования Реализует рабочая группа Департамента образования города Москвы Анализ предложений, поступивших от окружных управлений Доработка проекта программы с учетом предложений Размещение аналитического отчета на сайте Департамента образования 4 этап г. 4 этап г. Реализует Департамент образования города Москвы Вынесение проекта программы на обсуждение Правительства Москвы Публикация итогового варианта программы на сайте Департамента образования Реализует Департамент образования города Москвы Вынесение проекта программы на обсуждение Правительства Москвы Публикация итогового варианта программы на сайте Департамента образования 5 этап г. 5 этап г.
Нам важно знать Вашу позицию Ждем Ваших предложений Департамент образования города Москвы Дополнительная информация: и в окружных сообществах на портале Департамент образования города Москвы Дополнительная информация: и в окружных сообществах на портале