Федеральный государственный образовательный стандарт Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)
ФГОС: Начальное общее образование МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России , рег октября 2009 г. 373Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, 25, ст. 2562; 2005, 15, ст. 1350; 2006, 18, ст. 2007; 2008, 25, ст. 2990; 34, ст. 3938; 48, ст. 5619; 2009, 3, ст. 378; 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
4 44 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность требований
Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Начальная школа Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Начальная школа
Рекомендована Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета 1 от июля 2010 г.). Письмо от (с рекомендациями к использованию ПООП ОУ Начальная школа)
Цель реализации ООП НОО – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником НОШ целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования ОУ разрабатывает самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), с учетом типа и вида ОУ (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].2 е изд., перераб. М. : Просвещение, с.2) Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУ
Федеральные документы Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32). Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст от ); Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от N 919, от N 49, от N 854, от N 459, от N 617, от N 216) Сан ПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от ); раздел 2.9.; Сан ПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 Июля 2008 N 45 " ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН " (вместе с " САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ И НОРМАТИВАМИ "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. САНПИН ") (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 12085; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 г. Москва `Об утверждении Сан ПиН ) Приказ МОиН РФ ___ от _________ Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. (Полный перечень опубликован в журнале «Вестник образования», 2011,, а также на сайте МОиН РФ. За изменениями, происходящими в Федеральном перечне, можно проследить и Интернете (сайт
Нормативные документы Министерства образования и науки по начальной школе Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 408/13-13 от ). Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 202/11-13 от ). О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ 220/11-13 от ). Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ 1561/14-15 от ). Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ /13 от ). Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ 199/13 от ). О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ 957/13-13 от
Региональные документы Инструктивное письмо КОиПО Ленинградской области от /19 «О реализации образовательных программ в образовательном учреждении» Государственная регламентация образовательной деятельности в Ленинградской области. – КОиПО Ленинградской области, 2005 г. Инструктивно-методическое письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от г /10 «Рекомендации по составлению основной образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением» Инструктивно-методическое письмо КОиПО Ленинградской области от г /10 «Об организации образовательного процесса в образовательных учреждениях Ленинградской области, реализующих образовательную программу начального общего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 01 сентября 2010 года»
Информационное письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от г /09-03 (об увеличении количества учебных часов на физическую культуру в 1 – 11 классах общеобразовательных учреждений) Информационно-методическое письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от г /10 (о финансовом обеспечении внеурочной деятельности) Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от г. 35 «Об утверждении новой редакции концепции воспитания в Ленинградской области» Региональные документы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ogramma1. php Рекомендации: При внесении изменений в содержание ООП ОУ данный раздел дополняется планируемыми результатами по предметам из части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса В «Примерной программе» содержится раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального образования», подробно описывающий базовые предметные знания и универсальные учебные действия (УУД) по каждому из предметов начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО В соответствии с подходом, заложенным в ФГОС, в образовательной программе дается описание трех групп планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных. Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС рекомендуется представлять с учетом образовательного минимума требований: «Выпускник научится» и с учетом образовательных возможностей: «Выпускник получит возможность научиться». Результаты представляются как итог обучения на ступени образования и служат ориентиром для разработки рабочих учебных программ, модулей, курсов. Предметные результаты могут быть прописаны по предметным областям с выделением обобщенного содержания и формируемых предметных компетенций на основе типовых, примерных учебных программ. Метапредметные результаты на ступени начального общего образования содержат две междисциплинарные программы: программа формирования универсальных учебных действий и программа «Чтение: работа с информацией» Личностные результаты прописываются как сквозные результаты образования и не подлежат внутренней, персонифицированной оценке. Поэтому они выступают как ориентиры для построения системы урочной и внеурочной деятельности, воспитательной работы в ОУ, проектирования рабочей учебной программы, как сверхзадачи образования, как объект самооценки обучающихся. Личностные результаты измеряются на основе независимой внешней оценки, которая становится основанием для принятия управленческих решений
нормативных документов Министерства образования и науки: Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 408/13-13 от ); Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 202/11-13 от ); О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ 220/11-13 от ); Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ 1561/14-15 от ); Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ /13 от ); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ 199/13 от ); О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ 957/13-13 от ) Базисный учебный план образовательного учреждения
Закреплены: - обязательные предметные области; - количество часов за 4 года обучения не менее 2904 часов и не более 3210 часов; -время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. -ООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Внеурочная деятельность это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Содержание и формы организации образовательного процесса в УДОД Содержание дополнительного образования раскрывают два вида программ: дополнительные образовательные программы по 10 направленностям; досуговые программы. Формы организации образовательного процесса: кружки, студии, секции, клубы…
- направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества - содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества -интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения - формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы на ступени начального общего образования являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Сан ПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от ) раздел 2.9.; Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 408/13-13 от ); Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 202/11-13 от ); О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ 220/11-13 от ); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ 199/13 от ); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); Концепция УМК «______________________»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. ?ob_no=25656
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования