Ознакомление с категорией имён числа существительных
НАВЫКИ И УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА В ЕДИНСТВЕННОМ И ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО СМЫСЛУ И ПО ОКОНЧАНИЮ ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТ ФОРМЫ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ФОРМУ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА(И НАОБОРОТ) НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ(ГОРОД-ГОРОДА) ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РЕЧИ,УЧИТЫВАЯ СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Сущность категории числа имен существительных учащиеся усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и несколько однородных предметов(яблоко- яблоки).Например, выясняется, сколько предметов обозначает существительное яблоко и существительное яблоки. Если существительное обозначает один предмет, оно употребляется в единственном числе, если два или несколько предметов, то во множественном числе.
В русском языке есть существительные, которые употребляются только во множественном числе: ножницы, очки. Если в предложении нужно указать, сколько было ножниц и других предметов, то добавляются слова одни, двое, много. Существительные, которые употребляются только во множественном числе, не имеют рода. Также есть существительные,которые употребляются только в единственном числе: сметана, грусть, ходьба, молоко и др. В русском языке есть существительные, которые употребляются только во множественном числе: ножницы, очки. Если в предложении нужно указать, сколько было ножниц и других предметов, то добавляются слова одни, двое, много. Существительные, которые употребляются только во множественном числе, не имеют рода. Также есть существительные,которые употребляются только в единственном числе: сметана, грусть, ходьба, молоко и др.
Упражнения для выработки навыков и умений. Для того чтобы определить род, нужно существительное поставить в единственное число. Изменяя существительное по числам, т.е. изменяя окончание, учащиеся наглядно убеждаются в том, что лексическое значение слова остается прежним.