А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Тема стихотворения. В стихотворении А. А. Фета «шепот, робкое дыханье…» переплетаются две любимые поэтом темы – красота природы и красота любви. Фактически, в произведении можно провести параллель между миром природы и миром человека, его душевными переживаниями и чувствами.
Образ природы в стихотворении. Фет рисует нам картину ночи, сонной природы, которую ничто не должно тревожить. Можно только восхищаться ее волшебным сном. Для создания тишины и таинственности, поэт использует множество глухих согласных в каждой строфе, замедляя речь и делая ее более плавной. Отсутствуют глаголы – это дает возможность доминировать визуальным образам и звукам. Создается ощущение что эта ночь не кончится никогда.
Образ ночного свидания. Фет описывает свидание влюбленных от самого его начала до конца – от вечера и до зари. Каждая строфа описывает отдельный промежуток времени и, соответственно, различные чувства лирических героев. 1-я строфа – это завязка, встреча. Царит спокойствие, нерешительность, «шепот, робкое дыханье». 2-я строфа – кульминация. Темп стиха ускоряется, появляется страсть, огонь. 3-я строфа – развязка. Свидание близится к концу.
Новаторство Фета. Афанасий Фет вводит в свое стихотворение одну совершенно новую черту – это нарушение стихотворной строки, а именно чередование 4 стопного хорея с 2,5 стопным, что приводит к смешению двух образов ( мужчины и женщины).
Женский образ. Для женского образа характерны более длинные строки, наполненные нежным чувством. В начале девушка скромна и неуверенна (шепот, робкое дыханье). Она чиста, как серебро сонного ручья, и как он тиха и сдержана в своих чувствах. Во второй строфе чувства все же берут верх, и девушка раскрывается, исчезает тревога. Перед расставанием она не сдерживает слез радости, стараясь насладиться каждой каплей оставшегося времени.
Мужской образ. Образ мужчины в стихотворении Фета передается через короткие строки. Кажется, будто он продолжает сказанные его возлюбленной фразы. Мужчина не робеет перед дамой сердца, но все же ведет себя довольно сдержано, так же раскрывается на протяжении стиха. И если в строках, ассоциируемых с женщиной больше слышны звуки, то в строках связанных с мужским образом больше видны картины(отблеск янтаря, тени, заря). Лирический герой Фета – романтик, способный восхищаться природой, ее неповторимостью.
Фет завершает свое произведение довольно необычным способом. Он ставит восклицательный знак, показывая как всплеск чувств влюбленных, так и величие наступающей зари, но вместе с тем и многоточие – знак того, что это не последняя ночь и не последнее свидание.