Тема: «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах» Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Чернышевск Л.И. Ягодко
Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание. Коцепция модернизации Российского образования Коцепция модернизации Российского образования
Универсальные учебные действия личностные личностные регулятивные регулятивные познавательные познавательные коммуникативные коммуникативные
УУД Предметные ЗУНЛичностныеМетапредметные Регу лятив ные Комму никати вные Познавательные Логические Обще учеб ные Поста новка и решение проб лем
Цель: Теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе на современном этапе развития образования. Теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе на современном этапе развития образования.
Задачи: Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента системы образования и воспитания в начальной школе на современном этапе развития образования. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента системы образования и воспитания в начальной школе на современном этапе развития образования. Изучить передовой педагогический опыт по данной проблеме. Изучить передовой педагогический опыт по данной проблеме. Проанализировать технологию проблемного обучения. Проанализировать технологию проблемного обучения. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников.
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (например: командира, юриста, педагога); - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); - формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции»
Система проблемных ситуаций 2.1. По интересности (мотивации)содержания 2.1. По интересности (мотивации)содержания Новое содержание Новое содержание Необычность взгляда на старое Необычность взгляда на старое Связь с жизнью Связь с жизнью Связь с практической деятельностью учащихся Связь с практической деятельностью учащихся Связь с современностью Связь с современностью Связь с историей Связь с историей Связь с будущим Связь с будущим
. По характеру неизвестного Х. По характеру неизвестного Х Х- цель Х- цель Х-объект деятельности Х-объект деятельности Х- способ деятельности Х- способ деятельности Х-условие выполнения деятельности Х-условие выполнения деятельности
По уровню проблемности Возникающие независимо от приёмов Возникающие независимо от приёмов Вызываемые и разрешаемые учителем Вызываемые и разрешаемые учителем Вызываемые учителем, разрешаемые учеником Вызываемые учителем, разрешаемые учеником Самостоятельное формирование проблемы и решения Самостоятельное формирование проблемы и решения
По виду рассогласования информации Неожиданности Неожиданности Конфликты Конфликты Предположения Предположения Опровержения Опровержения Несоответствия Несоответствия Неопределённости Неопределённости
По методическим особенностям - Непреднамеренные - Целевые - Проблемное изложение - Эвристическая беседа - Проблемные демонстрации - Исследовательские лабораторные работы - Проблемный фронтальный эксперимент - Мыслительный проблемный эксперимент - Проблемное решение задач - Проблемные задания - Игровые проблемные ситуации
По типу действий, требующихся для решения Выбора Выбора Сравнения, сопоставления Сравнения, сопоставления Устранение рассогласованности Устранение рассогласованности Эксперимента, пробы Эксперимента, пробы Творческого подхода Творческого подхода Принятия решения Принятия решения Установления связи Установления связи Изменения взгляда на вещи Изменения взгляда на вещи Поиска, исследования Поиска, исследования
Качество знаний уч.г. (11 хорошистов из 24) качество знаний составило 46% уч.г. (11 хорошистов из 24) качество знаний составило 46% уч. г (11 хорошистов из 23) качество знаний составило 47% уч. г (11 хорошистов из 23) качество знаний составило 47% уч. г (11 хорошистов из 22) качество знаний составило 50% уч. г (11 хорошистов из 22) качество знаний составило 50% /1 полугодие/ /1 полугодие/ Успеваемость – 100 % ( год) Успеваемость – 100 % ( год)
Результаты теста «установление закономерностей»
Результаты опросника креативности Джонсона, в модификации Е. Туник Уровни креативности.
Количество учащихся способных решать текстовые задачи повышенной сложности.
Результаты исследования уровня умственного развития