История оптоволокна Принцип передачи света, используемый в волоконной оптике, был впервые продемонстрирован во времена королевы Виктории ( гг.), но развитие современной волоконной технологии началось в 1950-х годах. Изобретение лазеров сделало возможным построение волоконно-оптических линий передачи, превосходящих по своим характеристикам традиционные проводные средства связи. В 1966 году уроженец Шанхая Чарльз Као, работая в британской лаборатории, открыл возможность передавать свет на большие расстояния, используя сверхчистое стекло как оптоволоконный материал. Таким способом учёные стали отправлять сигналы на расстояние более 100 километров, и это был прорыв по сравнению со всего лишь 20-метровым волокном, доступным в 1960-х годах. Энтузиазм Као вдохновил других исследователей на работу по практическому осуществлению его замысла. Первое сверхчистое волокно было успешно произведено всего четыре года спустя, в 1970-м. И с тех пор нашу планету трудно представить без оптического волокна. Интернет, телефония, кабельное телевидение всё это было бы лишь мечтой без гения Чарльза Као.
Волоконно-оптический лазер
Волокна со ступенчатым профилем показателя преломления Структура оптического волокна со ступенчатым показателем преломления: n1 – показатель преломления волокна сердцевины n2 – показатель преломления волокна оболочки Показатель преломления между сердцевиной и оболочкой меняется скачком. В основе работы оптического волокна со ступенчатым показателем преломления лежит явление полного внутреннего отражения.
Волокна с градиентным показателем преломления Структура оптического волокна со ступенчатым показателем преломления: Показатель преломления таких световодов постепенно уменьшается с удалением от оси волокна. Из-за такого изменения показателя преломления лучи, распространяющиеся под углом к оси, в среднем, распространяются в среде с меньшим показателем преломления, чем показатель преломления на оси волокна. Волноводы с параболическим профилем показателя преломления обладают очень малым разбросом времени задержки и обеспечивают широкую полосу пропускания.