«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки
Б А С Н О П И С Е Ц Б А С Н Я КЫЛОВ ЛИЦТВРЕИЕ Ю М О Р А Л Л Е Г О Р И Я
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец
М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова
Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого образования. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Ворона и Лисица 1808 г. Е.М.Рачев. Ворона и Лисица.
Краткий рассказ, часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) Аллегория (иносказание) Сатирическое изображение Герои – чаще животные Диалог Использование просторечной лексики Лаконизм Афористичность языка Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь Олицетворения
Демьянова уха Употребляют в ситуации, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают.
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что- то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко
А ларчик просто открывался Так говорят, когда находится простое объяснение происходящему.
Тришкин кафтан Тришкин кафтан Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую. Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую. Тришкин кафтан 1815 г.
А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь Произносится обычно иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты. Квартет 1811 г.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник Используется, когда человек берётся не за своё дело.
Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова. Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова. Ворона и Лисица 1808 г. От радости в зобу дыханье спёрло От радости в зобу дыханье спёрло
Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов
Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов
Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной. Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.
«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов
Невежда- малообразованный человек, неуч; Невежа- грубый, невоспитанный человек
«Волк на псарне» - отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины.
Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? Художник Е. М. Рачёв Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.
Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами. «Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ. Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия. Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.
«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее. «Уставим общий лад» - значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России. «Не делать мировой» означает не заключать мирного договора. «Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.
- лесть -ложь -глупость -лень -безнравственность -невежество -хвастовство
-дружбе -трудолюбию -усердию -честности -доброте -отзывчивости -благородству -благодарности -добывать знания
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Работа в группах
"Забавой он людей исправил, Сметал с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут, этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят". П.А.Вяземский.
Сергей Владимирович Михалков В XX столетии жанр басни развивался. Один из известных советских баснописцев – С.В.Михалков. Он рано начал писать стихи, стал одним из любимых писателей для детей. Член Российской академии образования Герой социалистического труда 1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание)
Домашнее задание: Басня «Грибы» наизусть на стр.81 Басня «Зеркало» чтение по ролям на стр.82
Использованные материалы Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, Литература.5 класс:В 2 ч. Ч.1/ Авт.- сост.Г.С.Меркин.- М.:ООО « ТИД « Русское слово – РС», 2008.