Тема урока: «Среда обитания. Факторы среды»
Цель урока: 1. Сформировать знания о средах обитания; дать представление о факторах живой и неживой природы.
Задачи урока: 1.Узнать, что такое среда обитания организмов. 2. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 3. Определить черты приспособленности организмов к жизни в них. 4. Познакомиться с факторами среды.
Чем отличаются тела живой природы от неживой? дыхание; Размножение; Раздражимостью; Питание; Выделение; Рост и развитие; Обмен веществ.
Царства живой природы
Среда обитания-это все, что окружает организм.
Приспособленность животных к наземно-воздушной среде обитания
Приспособительные особенности животных. Крылья; Перья; Шерсть; конечности для передвижения по твердой поверхности.
Характеристика обитателей водной среды.
Приспособления к водной среде обитания. обтекаемая форма тела; Наличие слизи на теле; Плавники; Ласты; Подкожный слой жира.
Обитатели почвенной среды.
Рассмотри рисунок 135. Назови изображенных на нем животных и условия, в которых они обитают. Подумай, какие особенности строения тела позволяют им жить именно в этих условиях. Рассмотри рисунок 136. Назови организмы, живущие, на твой взгляд, в одинаковых условиях. Выполни задание в рабочей тетради.
Факторы среды Факторы неживой природы факторы живой природы Антропогенный фактор
Факторы среды, влияющие на организм называются экологическими. Экология(от греч. слов «ойкос»-дом и «логос»-учение)-изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.
Формулируем более широкое определение среды обитания. Сравните выводы в рамках на страницах 66 и 188 учебника.
Закрепление знаний. Дайте определение понятию «среда обитания» Назовите среды обитания Перечислите факторы среды. Что изучает наука экология?
Выводы к уроку. Среда обитания-это все, что окружает организм, в определенной среде действуют те или иные факторы, их называют экологическими.
Изучить параграф 39. Выполнить задание 1-2 в тетради на печатной основе. Повторить параграф 14. Запись домашнего задания.