Развитие взглядов на проблему экологического воспитания учителя естествознания и природоведения
Экологическое воспитание и образование Природа- средство удовлетворения потребностей человека Природа- средство удовлетворения потребностей человека Человек- часть природы и должен жить по ее законам Человек должен принимать личное участие в решении экологических проблем Человек должен понимать проблемы экологии Учебный предмет Какие экологически ценностные ориентации развиваю? Учебный предмет Какие экологически ценностные ориентации развиваю?
Как развиваю экологически ценностные ориентации? Способствовать развитию творческого мышления, умения увидеть последствия вмешательства человека в жизнь природы ( беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа) Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически правильные решения и самостоятельно приобретать новые знания (проблемный подход) Стимулировать учащихся к пополнению знаний об окружающей среде (уроки- игры, уроки- конференции, семинары, доклады, диспуты, викторины) Выбираю такие методы и приемы обучения, которые будут:
Урок – игра 11 классе «Экспедиция в «Затерянный мир» 13
Возможно ли существование «Затерянного мира»? Какова была бы дальнейшая судьба « Затерянного мира»? ( создание заповедника, национального парка…) 6 Каким было бы возможное сосуществование человека и динозавров?
Задание Прочитайте отрывок из фантастического романа Гарри Клайда «Динозавр» о том, как одному миллионеру – маньяку удалось получить яйца хищных динозавров, а затем вывести из них хищных животных ( далее следует текст) Составьте экологический прогноз; подумайте, к каким возможным экологическим последствиям на планете мог бы привести подобный эксперимент по расселению крупных хищных динозавров в малонаселенных местах земного шара. Задание Прочитайте отрывок из фантастического романа Гарри Клайда «Динозавр» о том, как одному миллионеру – маньяку удалось получить яйца хищных динозавров, а затем вывести из них хищных животных ( далее следует текст) Составьте экологический прогноз; подумайте, к каким возможным экологическим последствиям на планете мог бы привести подобный эксперимент по расселению крупных хищных динозавров в малонаселенных местах земного шара. 11
Когда черви вползут в почву, сверху кладем спитой чай. Опыт « Роль червей в почвообразовании» Стеклянный сосуд заполняем субстратом ( чернозем, песок, чернозем) В сосуд помещаем 10 дождевых червей Сосуд помещаем в темное место Через 7 дней замечаем перемешивание дождевыми червями слоев почвы: вынос частиц из глубины почвы на поверхность и наоборот Урок биологии в 8 классе по теме «Основные среды жизни» Плодородный слой на поверхности земли увеличивается
1. Наметьте для обследования два участка леса: рядом с постоянным источником загрязнения ( дорога, котельная…) и на значительном отдалении от него. 2. Осмотрите участки, оцените общее состояние травы, деревьев, укажите причину их ослабления 1. Наметьте для обследования два участка леса: рядом с постоянным источником загрязнения ( дорога, котельная…) и на значительном отдалении от него. 2. Осмотрите участки, оцените общее состояние травы, деревьев, укажите причину их ослабления Наблюдения за состоянием окружающей среды Задания: 2 Экскурсия в лес
Проблемный подход при обучении способствует развитию у учащихся экологического мышления 7
Способы создания проблемной ситуации 2323 Выдвижение проблемного вопроса Обсуждение высказывания ученого Сообщение парадоксального факта
Проблем ная ситуация Обсуждение высказывания ученого на уроке ботаники в 6 классе: Как вы объясните высказывание Тимирязева о том, что растениям принадлежит « космическая роль»? Обсуждение высказывания ученого на уроке ботаники в 6 классе: Как вы объясните высказывание Тимирязева о том, что растениям принадлежит « космическая роль»? Сообщение парадоксального факта на уроке общей биологии в 10 классе: Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объясните причины данного явления? Сообщение парадоксального факта на уроке общей биологии в 10 классе: Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объясните причины данного явления? Проблемный вопрос на уроке зоологии в 7 классе : Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? Проблемный вопрос на уроке зоологии в 7 классе : Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? 12
Разнообразить методы и приемы учитель может, используя каждый конкретный случай, способствующий формированию нравственного отношения к природе. 4
30