Формирование учебно- управленческих умений Зацепина Мария Ивановна учитель русского языка, литературы и РКИ, зам.директор по УВР НОУ МШЗД
70-е годы XX века Т.И. Шамова: «Процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно- преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения».
Управленческий цикл Виды управленческой деятельности: Планирование Организация Контроль Регулирование Анализ
Качества, формируемые учебно-управленческими умениями инициативность, самостоятельность, организованность
Развитие самостоятельности есть переход от системы внешнего управления к самоуправлению в процессе обучения функция передачи учителем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности учеников соответственно расти; под самообразованием понимается такой вид самостоятельной учебной деятельности, когда учебная задача и объем овладения дополнительными знаниями, умениями по школьным дисциплинам, источники познания, время и формы работы определяются по инициативе самого ученика.
Учебно-управленческие умения В начальной школе: умение понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности; умение соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах; умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации. В основной школе: определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи; ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
Формируемые умения Варианты дидактических приемов Целеопределе- ние Анонсирование, сообщение темы следующего урока заранее; чтение темы урока с доски, в учебнике; выбор и аргументация целей урока из многообразия предложенных; повторение структурной последовательности изучаемого учебного материала; определение цели учебного задания. Выполнение Создание условий для применения учениками необходимых планов, алгоритмов, памяток, способствующих успешному и сознательному самостоятельному выполнению учебного задания; создание условий для выполнения учащимися учебного задания до конца, получение результата; обеспечение условий выполнения учащимися деятельности обобщенным способом. Контроль и оценивание Комментирование выполнения учебного задания; Обеспечение условий для пооперационного контроля хода выполнения учебного задания; сверка полученного результата с образцом; организация взаимопроверки; применение отсроченной проверки; освоение оценочных суждений; применение различных критериев оценивания.
Как развивать учебно- управленческие умения Формирование учебных целей на день/ неделю/ месяц/ четверть Отслеживать последовательность выполнения заданий Установить ограничения на выполнение заданий (в классе и дома) Проведение коллективных и индивидуальных бесед Развитию организаторских способностей способствуют формы внеклассной работы: дискуссии, познавательные игры.
Спасибо за внимание!