"О федеральной целевой программе "Дети России" на годы" (с изменениями и дополнениями) В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация следующих мероприятий.
Михаил Петрович Щетинин - академик РАО, профессор, заслуженный учитель России, руководитель Государственного общеобразовательного лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков п. Текос Краснодарского края. Педагогическая система Щетинина основывается на нескольких принципах. Первый из них это духовно-нравственное развитие человека. Любовь к ближнему и любовь к Богу, любовь к Родине. Второй принцип, который можно считать ключевым для освоения знаний устремленность к познанию. В школе Щетинина учатся методом погружения в разновозрастных группах, а затем каждый учащийся может быть в роли учителя и объяснять сотоварищам все, что относится к изученной теме.
В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация следующих мероприятий: материально-техническая поддержка организаций, работающих с одаренными детьми; проведение в рамках системы внешкольного дополнительного образования детей комплекса всероссийских мероприятий (конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и др.) для выявления одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности; проведение семинаров для педагогов, работающих с детьми, проявившими незаурядные способности; организационно-методическое и информационное обеспечение подпрограммы
Детская одаренность - сложное и многогранное явление. Существует множество подходов к определению одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами одаренности. В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. 1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. 2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. 3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. 4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова. 5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Основные цели и задачи программы. обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка; адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала; разработка системы диагностики одаренных детей обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными детьми - творческие мастерские; - спецкурсы, факультативы; - кружки по интересам; - конкурсы; - участие в олимпиадах; - исследовательская деятельность учащихся; - проектная деятельность учащихся; - занятия в профильных классах. - учеба в центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск», МАН (Малая Академия наук) ; - сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Портрет одаренного ребенка Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов
Учитель должен быть: -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; -профессионально грамотным; -интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть современными педагогическими технологиями; -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; -иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь: -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; -стимулировать познавательные способности учащихся; -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; -принимать взвешенные психолого- педагогические решения; -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Участники реализации программы Руководители: зам. директора по УВР и НМР учитель начальных классов и учитель-предметник Творческая группа: учителя начальных классов и учителя-предметники; школьный психолог; школьный библиотекарь; педагоги дополнительного образования руководители спортивных секций социальный педагог школы. А так же: учащиеся родители детей воспитатели детских садов
Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи Цель– определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи). Методика проведения: задание для самостоятельной работы следующего содержания: 1) прочитать текст статей (объём учебного материала 8-10 с.); 2) разработать и составить письменно краткий конспект содержания учебных статей; 3) сконструировать по 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию каждой учебной статьи (вопросы в тетради) 4) дать краткий ответ на свои вопросы.
Критерии оценки домашней письменной работы Почерк (разборчивость и понятность) Оформление работы в соответствии с требованиями (есть ли дата, слова «Конспект статьи» Объём конспекта. В завершение студент должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку