Подготовила: Мантула Л.В. – преподаватель БСК
Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития.
Рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов: 1. психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы); 2. социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе); 3. мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств); 4. психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано: с личностными качествами самих студентов; отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности; несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит: - мотивация учения и профессионального самоопределения; - самостоятельность умственного труда; - ценностные предпочтения; - отношения с преподавателями и одногруппниками.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются: 1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения. 2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. 3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. 4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Психологические особенности ранней юности Юношеский возраст – этап формирования собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для юношества свойственны - максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности; стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия, отсутствие подлинной самостоятельности, повышенная внушаемость, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.
Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью.
Преподаватель в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Высокий уровень адаптации: - студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно; - учебный материал усваивает легко; - глубоко и полно овладевает программным материалом; - прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей; - выполняет поручения без внешнего контроля; - проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям; - общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; - занимает в группе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации: - студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний; - понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно; - усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; - сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но, при его контроле; - бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; - почти всегда выполняет домашние задания; - общественные поручения выполняет добросовестно; - дружит со многими одногруппниками.
Низкий уровень адаптации: - студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу; - нередки жалобы на здоровье; - преобладает подавленное настроение; - наблюдаются нарушения дисциплины; - учебный материал усваивается фрагментарно; - затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению; - домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль; - общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; - близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Решение проблем адаптационного периода требует от каждого преподавателя и всего педагогического коллектива большой мобилизации сил, постоянного совершенствования организационно-психологической и воспитательной работы со студентами. Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции.
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям. Провести беседу о правильном слушании лекции. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, текстовый или групповой. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации.
Особая роль в адаптации первокурсников принадлежит родителям. Основная задача родителей заключается в том, чтобы помочь студентам нового набора органично вписаться в образовательный процесс, сохранив при этом целостность и уникальность личности, способной к самореализации, самоконтролю, самопознанию.
Советы родителям на каждый день Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» - не бойтесь повторять это. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому; возвращаясь, домой, не забывайте сказать: « А все – таки, как хорошо у нас дома!» Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других». В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения. Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?». Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок: Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов. Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени. Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие. Занимался физкультурой. Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену. Учился больше работать самостоятельно. Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, классным руководителем.
Для того чтобы поддержать первокурсника, необходимо: Избегать подчеркивать промахи молодого человека. Опираться на сильные стороны ребенка. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. Уметь демонстрировать любовь и уважение к ребенку. Вмести юмор во взаимоотношения с ребенком. Знать обо всех попытках справиться с заданием. Уметь взаимодействовать с ребенком Принимать индивидуальность ребенка. Проявлять веру в ребенка. Демонстрировать оптимизм.
Анализ процесса адаптации первокурсников показывает, что перед ними стоит ряд задач: принятие позиции – студент, формирование межличностных отношений, поиск жизненного смысла и мотивации учения; самопознание и саморегуляция, формирование представления о себе, формирование стиля поведения с учетом половозрастных особенностей. Одним из важных факторов обучения в период адаптации является учет психологических особенностей личности учащегося. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности: своеобразие ощущений, восприятия, памяти, внимания, способностей, направленности, темперамента, характера личности.