Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
1. Роль практических работ по географии в формировании исследовательской компетенции учащихся.
Выполнение практических работ : Позволяет приобрести теоретические знания и применять их на практике, Вооружать жизненно важными умениями, Способствует воспитанию трудолюбия, развитию самостоятельности.
Специфика практических работ по географии: Усвоение информации обусловлено наличием у учащихся умений работать с различными источниками информации: текстовыми, картографическими, статистическими и т.д.
Система формирования умений в ходе практических работ: Формирование основных картографических умений Навыки анализа тематических карт и их сопоставления. Умения работать с широким спектром источников информации Умения делать выводы на основе анализа информации, проводить экспертизу и прогнозировать.
Классификация практических работ: по источникам информации, по содержанию, по уровню самостоятельности, по целям, по времени и месту проведения, по форме организации деятельности, по форме фиксации результатов.
Основные задачи учителя при проведении практических работ: 1. Определить место практикумов в учебной деятельности школьников, 2. Выстроить систему интеллектуально усложняющихся работ, 3. Вести постоянный мониторинг качества вырабатываемых умений и навыков.
2. Формирование исследовательских навыков в ходе выполнения практических работ по географии на разных ступенях обучения.
6 класс. Практическая работа «Определение географического положения гор и равнин, нанесение их на контурную карту» Таблица. Как описывать географическое положение гор. План Действия, соответствующие пунктам плана. 1. Название, высота.1. Назвать и показать горы на карте, определить, к каким горам они относятся по высоте. 2. Географическое положение: а) на материке; б) направление и протяженность; в) относительно других объектов. 2. Определить: а) на каком материке и в какой его части находятся горы, между какими параллелями и меридианами; б) в каком направлении протянулись горы и на сколько километров (приблизительно); в) как расположены горы относительно соседних морей, равнин, рек и др. объектов.
7 класс. Практическая работа «Сравнение географического положения Африки и Австралии» Признаки для сравнения Особенности ГПВыводы Африки Австралии 1. Положение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов. Лежит во всех четырех полушариях Земли, большая часть находится в жарком тепловом поясе. Расположена в двух полушариях: южном и восточном. Лежит в пределах жаркого теплового пояса. Оба материка находятся в южном и восточном полушариях, в пределах жаркого теплового пояса. Африка лежит в четырех полушариях, а Австралия- в двух. 2. Крайние точки материка, его протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. 3. Климатические пояса. 4. Моря и океаны, омывающие материк. 5. Положение относительно других материков. Вывод: ГП Африки и Австралии имеет следующие сходства:_________________________________ ____, которые объясняются _____________________________________________________________. Различия между ними следующие:_______________________________________________________ _______________________________. Они объясняются _____________________________________.
8 класс. Практическая работа «Определение по картам суммарной радиации, средних температур, количества осадков на территории страны» Задания: 1)Определить по тематическим картам учебника или атласа средние климатические показатели для разных частей страны. 2)Сравнить эти показатели и сделать выводы о сходстве или различии. 3)Объяснить причины сходства или различия климатических показателей разных частей страны. Клим. показатели Европейская часть Азиатская часть ВыводыПричины север юг север юг Суммарная радиация (ккал/см²) Средние t января и июля (º С) Среднее кол- во осадков (мм в год) Испарение (мм в год) Испаряемость (мм в год) Коэффициент увлажнения
9 класс. Практическая работа «Выявление и анализ схемы хозяйственных связей Европейского Севера». Задания: 1. Нанести на контурную карту границы Европейского Севера. 2. Определить с помощью текста учебника (§ 23) и карты атласа «Европейский Север» отрасли специализации: -Кольско- Карельского района. -- Двино- Печорского района. 3. Определить виды продукции, которой обмениваются районы. 4. На контурной карте стрелками разного цвета показать направления грузопотоков и подписать название продукции. 5. Сделать вывод о значении каждого района в экономике Европейского Севера и всей России
10 класс. Практическая работа «Построение графика «Изменение численности населения Земли » Задания: 1. Проанализируйте данные таблиц «Численность мирового населения» и «Рост численности населения мира в XX веке (в млн. человек)( в учебнике). Численность мирового населения Период Примерная численность населения (млн чел.) Начало нашей эры 230 Начало XI века 300 Начало XVI века 440 Середина XVII века 550 Начало XIX века 950 Начало XX века 1660 Середина XX века 2530 Конец XX века 6000 Начало XXI века Постройте график, отражающий процесс изменения численности населения по данным таблицы «Численность мирового населения», 3. Используя текст учебника и данные графика, ответьте на вопросы: В какой период времени и почему население Земли начало быстро расти? Назовите не менее двух причин. Какова современная тенденция изменения численности населения? К каким последствиям по- вашему это может привести? В каком регионе мира рост населения происходит наиболее быстро? Почему?