Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА
Общие концептуальные подходы В основе исследования лежат базовые положения: Деятельностный подход Социально-личностностный подход Аксиологический подход Теория личностно-развивающего педагогического процесса Концепции педагогической поддержки
Принципиально важные для оценки и преобразования положения - аксиомы Для развития социальной зрелости обучающихся суза необходимо: включение социальных ценностей в индивидуальную аксиологическую систему студентов; понимание обучающимися важности единства индивидуальных и социальных целей в приобретении профессии и освоении социально- культурных практик;
субъектная позиция студентов в овладении будущей профессией; профессиональное и коммуникативное саморазвитие студентов в процессе обучения и создания личностно-развивающих ситуации; психолого-педагогическое сопровождение процесса развития социальной зрелости обучающихся.
Понятийно-категориальный аппарат 1. Социальная зрелость обучающихся суза 2.Личностно-развивающие ситуации 3.Социально-культурные практики
Социальная зрелость обучающихся суза нами понимается как совокупность личностных качеств (ответственности, самостоятельности, креативности, рефлексивности), обеспечивающих: установку студентов на гуманистические ценности и понимание ими значимости своей профессии для улучшения благосостояния людей; профессиональное и коммуникативное саморазвитие студентов в процессе обучения.
Структурные компоненты социальной зрелости обучающихся суза: ценностно-смысловой (установка на гуманистические ценности, понимание значимости своей профессии); когнитивный (умение соотнести информацию о профессии со своими особенностями, умение принимать решения в процессе выполнения профессиональных заданий, умение планировать свою профессиональную жизнь) коммуникативный (позитивная направленность по отношению к другим людям, бесконфликтное общение);
субъектно-деятельностный (ответственность, самостоятельность, рефлексивность, креативность, активность в профессиональной и общественной деятельности). Критерии социальной зрелости студентов суза: личностный (ответственность, обязательность, самостоятельность, готовность к саморазвитию); межличностный (эффективное общение, готовность к совместной работе в группе); профессиональный (осмысленное овладение профессиональной деятельностью, проявляющееся в эффективности прохождения практики на производстве и получении нескольких специальностей).
Личностно-развивающие ситуации это - совокупность условий, педагогически преобразованная среда, детерминирующая активизацию сил саморазвития личности, где целенаправленно «искусственно» создаются условия для освоения личностного опыта – опыта «быть личностью», занимать определённую позицию, определять свой жизненный смысл и др.; этот результат достигается только при саморазвитии, поскольку нельзя сформировать личность, опыт быть ею не предоставляя обучающемуся возможности выбора, рефлексии, внутренней свободы, самостоятельности решений.
Социально-культурные практики объединяют разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах обучающегося виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыта; поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей;
стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми, сверстниками и младшими детьми приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.»
Гипотеза. Развитие социальной зрелости студентов суза будет успешным, если этот процесс организовать как психолого- педагогическое сопровождение по: осмыслению обучающимися социальной и личностной значимости будущей профессии и освоению профессиональной деятельности путем погружения в личностно-развивающие ситуации в реальном производственном процессе; вовлечению студентов непосредственно в производственную практику, предоставляя им возможность выбора и принятия самостоятельных решений;
актуализации механизмов переживания, идентификации, рефлексии; по овладению навыками бесконфликтного и толерантного общения в процессе совершенствования межличностных взаимоотношений в коллективе и расширения круга общения, посредством погружения в гуманитарные социокультурные практики.
Спасибо за внимание!!!