Основные принципы формирования здоровья. Интегративный подход к управлению здоровьем. Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова «Медицинская валеология», 200 г. Курс ПК «Технологии формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной среде в условиях реализации ФГОС» Габер Ирина Владимировна, заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, к.м.н.
Науки о здоровье человека Здоровье является очень сложной категорией, представляет собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. ВАЛЕОЛОГИЯ – теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских и парамедицинских технологий. Предмет валеологии – индивидуальное здоровье человека (Г.Л. Апанасенко, 2000). ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – синтезирующая наука, которая изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека (В.П. Казначеев, 1983).
Наука о здоровье - валеология Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем. Процесс управления состоит из следующих формальных этапов: 1. сбор и анализ информации о состоянии объекта, его прогноз; 2. Формирование программы управляющих действий, её реализация; 3. Анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь).
Источники возникновения валеологии Санология (С.М. Павленко, С.Ф. Олейник, 60-е гг. XX века) – учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» - динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса – от состояния предболезни до выздоровления. Физиология экстремальных состояний (Р.М. Баевский, Г.Л. Апанасенко и др., 70-е гг.) – сформировано понятие «донозологическая диагностика» Нормология (А.А. Корольков, В.И. Петленко, 70 – 80-е гг.) - "нормальных" людей вообще не существует, так как каждый человек в том или ином отношении представляет "отклонение от нормы", то есть каждый из нас "в известном смысле ненормален". В реальной действительности нет никакой нормы, она фикция, создаваемая разумом для практического удобства по соглашению между учеными- медиками. Норма это зона оптимального функционирования системы. Под оптимальным функционированием понимается работа системы с максимально возможной слаженностью, надежностью, экономичностью, эффективностью. Оптимальный режим работы организма и является его нормальным режимом. Определение нормы как функционального оптимума позволяет наметить новые пути поисков в медицинской теории и практике, раскрыть связь нормы и здоровья. Валеология (1. Брехман Израиль Ицкович (Владивосток), фармаколог, изучал роль адаптогенов и сформировал научное направление –фармакосанацию, 1987 г. «Введение в валеологию – науку и здоровье». Valeo – здравствовать. 2. Г.Л. Апанасенко Геннадий Леонидович (Киев), спортивная медицина, 1985 г.). Первое пособие по медицинской валеологии появилось в Алтайском ГМИ в 1989 году при кафедре нормальной физиологии (В.П. Куликов). Учебный предмет «Валеология» появился в пединститутах. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Health promotion и Health education – аналоги валеологии за рубежом.
Валеология как наука Валеология теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских и парамедицинских технологий. Предмет валеологии индивидуальное здоровье человека, его механизмы.
Валеология как наука Абсолютная болезнь и абсолютное здоровье немыслимы, между ними существует бесконечное множество форм связей и взаимных переходов (здесь имеется в виду биологический субстрат этих состояний). Соотношение процессов здоровья и болезни (их биологической основы) можно представить как систему сообщающихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития и манифестации патологического процесса, и наоборот: развитие и проявление патологического процесса возможны лишь тогда, когда сказывается недостаточность резервов здоровья вследствие их ослабления или мощности действующего фактора (факторов). На рисунке схематически изображены взаимоотношения биологических процессов здоровья (I) и болезни (II), а также медико- социальные состояния (1 – 3), определяемые этими взаимоотношениями. При высоких резервах механизмов здоровья и при наличии иногда очень выраженных изменений в органах и системах (спортсмен с пороком сердца) сохраняется состояние «Здоровье», то есть у индивида отсутствуют ограничения в реализации им биологических и социальных функций. При снижении резервов здоровья даже в обычных условиях жизнедеятельности может формироваться патологический процесс с ограничением социальных «степеней свободы». Рис. 1. Взаимоотношения процессов здоровья (I) и болезни (II), а также состояния (1 - 3), определяемые этими взаимоотношениями. 1 здоровье, 2 предболезнь, 3 болезнь. Заштрихованы часть процессов и состояния, диагностируемые ортодоксальными методами 2 1 III 3
Валеология как наука Исторически сложилось так, что объектом приложения усилий медицины всегда был больной человек и среда, в которой проходит жизнедеятельность индивида. Здоровый человек не попадал в поле зрения врача. Это привело к тому, что весь процесс снижения уровня здоровья, формирование предболезни и начальных (неманифестированных) форм заболевания проходил без контроля врача, а главное без активных мероприятий, способных предотвратить негативное развитие событий. Именно поэтому главным объектом валеологии является здоровый человек и человек, находящийся в "третьем состоянии". Возможность с использованием валеологических технологий выявить лиц с низким уровнем здоровья и, используя методы оздоровления, вывести их за пределы "третьего состояния", можно характеризовать как идеальный вариант первичной профилактики. Методологические основы валеологии: 1. Валеология рассматривает здоровье человека как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями и которой можно управлять (формировать, сохранять, укреплять). 2. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния. При этом здоровье рассматривается как более общая категория по сравнению с предболезнью и болезнью. Предболезнь ("третье состояние") и болезнь частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. 3. Подход к человеку и его здоровью, используемый в валеологии, интегративный (системный), холистический (от holos целостный). Методы воздействия преимущественно немедикаментозные, естественные. 4. Разработка теоретических принципов санологии отвечает задаче формирования общей теории медицины, соединяющей философское осмысление сущности здоровья, болезни и переходных состояний.
Человек и его здоровье с позиций системного подхода К пониманию целостности человека можно приблизиться с помощью системного подхода. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеющих единую цель функционирования. Человек это система с пирамидальным принципом построения (так называемая пирамида Maslow). Вслед за древними греками в ней мы выделим три уровня низший, телесный (греч. soma тело), средний, психический (греч. psyche душа), и вершину духовный элемент (греч. nous дух). Пирамида имеет свои законы организации. Организация эта иерархична и определяющим, задающим режим деятельности всей системы элементом является вершина. Как известно, системообразующим фактором является конечный результат, цель функционирования системы. Структура системы определяется целью, и изменение цели требует изменения структуры. Нарушения в структуре, естественно, снижают вероятность достижения цели. Выделяют четыре базовые цели жизни человека. На соматическом уровне их две: выживание, т.е. формирование и сохранение своей индивидуальной биологической структуры, и репродукция, обеспечивающая интересы вида, сохранение популяции. На психическом уровне человек стремится реализовать себя как личность, т.е. прожить полноценную жизнь в обществе. В высшей сфере, сфере сверхсознания, человек совершает внутренний путь психической трансформации, развивая альтруизм, пытаясь понять себя и Мир, себя в Мире, пройти жизнь в согласии со своими индивидуальными наклонностями, т.е. состояться как творец, духовная индивидуальность. Естественно, предпочтение может отдаваться разным целям в зависимости от уровня развития индивида и обстоятельств его жизни.
Человек и его здоровье с позиций системного подхода Согласно структуре целей жизни человека определяются отдельные аспекты валеологии как науки: 1) индивидуальное физическое здоровье (диагностика, прогнозирование, формирование, сохранение и укрепление) и адаптация, проецирующиеся на стратегию выживания; 2) репродуктивное здоровье во всем многообразии этой проблемы; 3) психическое здоровье и управление им; 4) роль высших аспектов сознания в сохранении здоровья. С помощью системного подхода наиболее глубоко проанализирован биологический уровень человека. Как биосистема организм имеет следующие особенности: 1. Способность к сохранению индивидуального существования за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации прежде всего относятся способность к самообновлению. Это качество связано с постоянным взаимным обменом организма с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Поддержание степени упорядоченности выражается в гомеостазе. Непрерывность обмена со средой обеспечивает динамическую устойчивость системы, т.е. сохранение ее в движении. Нарушение этого движения вызывает заболевания. Вторым проявлением самоорганизации является способность системы к саморегулированию. Она основана на прямых и обратных информационных потоках между элементами системы. Обратные связи могут быть отрицательными (тормозящими, стабилизирующими) и положительными (стимулирующими), обеспечивающими развитие системы либо (в условиях патологии) ее разрушение. Как правило, слабые сигналы являются активизирующими, а те же сигналы, но большей силы, оказывают тормозящее действие. Отсюда представление о дозозависи-мости регуляторных эффектов. Третьим проявлением самоорганизации биосистемы является способность к самовосстановлению. Это качество обусловлено прежде всего регенерацией. 2. Способность к саморазвитию. Онтогенез является генетически запрограммированным. Одна гистогенетическая программа закономерно сменяет другую, будучи подготовлена ею. Это универсальное свойство живого проявляется закономерно в старении и смерти. 3. Самовоспроизведение. Реализация этого свойства основана на передаче потока генетической информации следующим поколениям организмов. Способность одновременно реализовывать все вышеперечисленные качества определяет феномен биологической жизни.
Человек и его здоровье с позиций системного подхода Современные научные представления о человеке включают наличие у него, наряду с физическим телом, ещё биополя. Человек функционирует как колебательный контур. Наиболее активными генераторами энергии в нём являются мозг и сердце. Научное изучение биополя началось с открытия эффекта Кирлиан. Поскольку биополе несет информацию о состоянии структур тела, его коррекция является обязательной в практике оздоровления. Видимая часть поля называется аурой. Наиболее интенсивна она вокруг головы. Человек не только трансформирует протекающие через него информационно- энергетические потоки, но и сам при этом меняется. О существовании биополя известно с глубокой древности, и воздействие на него широко использовалось в медицине. На своем известном рисунке человека, демонстрирующем правило золотого сечения, Леонардо да Винчи изобразил не только физическое тело, но также энергетическую и информационную структуру (биополе).
Человек и его здоровье с позиций системного подхода "С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали чисто утилитарную цель - служить хранилищем воды, оружием на охоте и т.д., демонстрируют стремление человека к красоте. На определенном этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки - эстетику, которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине. Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы... Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов - от цветка ромашки до красоты обнаженного человеческого тела?.....". "Формул красоты" уже известно немало. Уже давно в своих творениях люди предпочитают правильные геометрические формы - квадрат, круг, равнобедренный треугольник, пирамиду и т.д. В пропорциях сооружений отдаются предпочтение целочисленным соотношениям. Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Эту пропорцию называли по разному - "золотой", "божественной", "золотым сечением", "золотым числом", "золотой серединой".
В основе золотого сечения лежит простая пропорция, которая хорошо видна на рисунке золотой спирали: Человек и его здоровье с позиций системного подхода К примеру, в правильной пятиконечной звезде, каждый сегмент делится пересекающим его сегментом в золотом сечении (т. е. отношение синего отрезка к зелёному, красного к синему, зелёного к фиолетовому, равны 1.618) Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное. В живой природе широко распространены формы, основанные на "пентагональной" симметрии (морские звезды, морские ежи, цветы). Все изысканной красоты фигуры, которые образуют снежинки, все оси, окружности и геометрические фигуры в снежинках также всегда без исключений построены по совершенной четкой формуле золотого сечения.
Тело человека и золотое сечение. Человек и его здоровье с позиций системного подхода Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу Золотое сечение в скульптуре, в архитектуре, в музыке, в поэзии, в шрифтах и бытовых предметах, живописи, фотографии, космосе Оптимальные физические параметры внешней среды подчиняются закону золотого сечения. принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Основные принципы формирования здоровья 1. Забота о здоровье человека начинается с доэмбриональ-ного периода и выражается в профилактике гаметопатий и общем оздоровлении будущих родителей. Только полноценная генетическая информация в гаметах матери и отца позволяет давать положительный прогноз здоровью будущего ребенка. 2. Очевидно, что максимум усилий по формированию здоровья должен приходиться на ранние этапы жизни, на период активного соматического формообразования и психического становления. Однако поскольку человек постоянно меняется, этот аспект подлежит контролю на протяжении всей жизни, особенно в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.), когда происходит смена онтогенетических программ, изменение гормонального статуса и организм как система находится в неустойчивом состоянии. От грамотной медицинской "настройки" организма в эти периоды зависит эффективность его дальнейшего функционирования.
Основные принципы формирования здоровья. Управление процессом формирования здоровья во внутриутробной фазе развития Основные принципы формирования физического здоровья человека на внутриутробном этапе развития: профилактика гаметопатий (наследственные дефекты, патогенные влияния окружающей среды, перезревание гамет (при снижении проходимости труб), хромосомные аномалии и др.); оздоровление будущей матери (до "безопасного" уровня здоровья), позволяющее ей в полной мере адаптироваться к беременности и создать оптимальную среду для развития плода (профилактика плацентарной недостаточности – профилактика генитальной патологии матери, абортов; десинхронизации яичникового и маточного цикла и др.); защита матери от патогенных влияний окружающей среды, особенно в критические для плода периоды внутриутробного развития: а) первая неделя внутриутробного периода, заканчивающаяся имплантацией; б) закладка органов, в том числе плаценты так называемый период плацентации и большого органогенеза (3 12 нед); в) рождение, являющееся самым сильным стрессом в жизни человека (так называемый стресс рождения). Большинство пороков развития формируется в период большого органогенеза. Позже могут возникать пороки в тех органах и системах, в которых еще продолжается формообразовательный процесс (ЦНС, половая, сердечно- сосудистая системы). ; отсутствие стрессов, позволяющее сохранить "доминанту беременности"; образ жизни будущей матери, удовлетворяющий всем потребностям плода и обеспечивающий слабые тренирующие воздействия на его организм; постоянный контроль за состоянием здоровья матери и профилактика возможных нарушений.
Основные принципы формирования здоровья. Некоторые принципы формирования физического здоровья ребенка обеспечение оптимальных условий жизни (высокие требования к среде обитания); здоровый образ жизни ребенка; грамотное формирование соматической конституции (до 5 – 6 лет. Своевременная коррекция осанки: «наше здоровье в нашем позвоночнике». Критические периоды – неустойчивость функций, десинхронизация: 6-7 лет, период полового созревания. Физическая защищенность и отсутствие стрессов, т.к. стресс замедляет рост и половое созревание. Питание. Достаточный сон.); своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья: физическая тренировка, гипоксия, закаливание; специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.
Основные принципы формирования психического здоровья профилактика стресса рождения. Формирование психического здоровья начинается еще во внутриутробный период. Плод находится в психическом резонансе с матерью, ощущая ее психическое напряжение, отношение к себе. В психогигиену беременной женщины вводятся такие положительные моменты, как психическое спокойствие, радостное настроение, любовь к будущему ребенку, общение с природой, занятие искусствами и др. конфликты матери и отца во время беременности, заложенные в подсознание плода как отрицательный материал, могут в дальнейшем осложнить отношения с отцом и вообще с представителями мужского пола. Последнее может быть серьезной проблемой в будущей семейной жизни девочек. - здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников. Обеспечение достаточного сенсорного контакта с матерью (прикосновения, поглаживания, обьятия) после рождения и в более позднем возрасте (особенно до 6 лет) избавляет ребенка от страхов и последующих неврозов, прививает ему способность любить. Согласно статистике, дети, выросшие в домах малютки и испытывающие дефицит материнского тепла и ласки, в дальнейшем страдают от психологических проблем при организации собственной семьи. Дети, не имеющие ощущения физической защищенности в возрасте до 1,52 лет, становятся агрессивными, пытаются защитить себя сами. наличие развивающей среды и конкретных наставников; - особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития. своевременная профилактика психоэмоциональных стрессов, психокомплексов, неврозов. Психическая конституция формируется примерно в возрасте до 12 лет. Адекватное поведение родителей и учителей, соответствующая организация жизненной среды, постоянные развивающие воздействия в этом возрасте способствуют оптимальному раскрытию психических потенций ребенка. Невыполнение этих требований ведет к появлению страхов и психокомплексов. Психокомплекс сопровождает человека всю жизнь, деформируя его характер и создавая множество проблем (комплексы "недолюбленное родителями", "недооценки учителями", "незнайки и неумейки"). Можно ли сформировать личность без комплексов? Нет. Ибо любое воспитание это адаптация человека к социальной жизни, связанная с наложением определенных запретов (и соответственно подавлением некоторых собственных желаний), с подчинением "Я" общественным интересам. Каждая социальная формация требует своего набора необходимых запретов. Однако превышение "критической величины" при этом ведет к отрицательным результатам, и именно этот аспект, наряду с коррекцией последствий психо-травмирующих ситуаций, является объектом внимания валеологов.
Интегративный подход к управлению здоровьем Из представления о человеке как открытой системе пирамидального типа вытекает следующее. 1. Системный принцип организации определяет функционирование человека как единого целого, т. е. его внутреннее единство. При этом центром интеграции является вершина пирамиды. 2. Как открытая система, постоянно обменивающаяся с окружающим пространством информацией, энергией и веществом, человек един с этим пространством, хотя и неравновесен по отношению к нему. Таким образом, человек целостен внутри себя и с окружающим миром.
Интегративный подход к управлению здоровьем Управление здоровьем это управление механизмами валеогенеза, т.е. механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяются аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья. Формирование здоровья – рассмотрен выше. Сохранение здоровья включает в себя соблюдение принципов здорового образа жизни (медицинские аспекты) и возвращение утраченного здоровья (оздоровление), если уровень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплением здоровья понимают приумножение его за счет тренирующих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности. Наиболее универсальными тренирующими воздействиями являются физическая и гипоксическая тренировки, закаливание. Интегративный подход составляет методологическую основу практики сохранения и укрепления здоровья. Воздействия, используемые при этом, являются преимущественно естественными, немедикаментозными (очищение организма, оздоровительное питание, закаливание, двигательные и гипоксические тренировки, психоразгрузки, мануальные воздействия и др.). Ни одна деятельность человека не будет достаточно эффективной, пока она не осознана и не подкреплена информационно. Поэтому важнейший компонент в практике оздоровления это просветительская работа и формирование активной позиции по отношению к своему здоровью, мотивации к поддержанию его уровня в "безопасной зоне". При этом человек должен быть вооружен знанием, как ему организовать здоровый образ жизни с учетом индивидуальных биологических и психических особенностей.
Интегративный подход к управлению здоровьем Некоторые аспекты управления здоровьем: Оптимизация жизненного пространства человека; Биоритмы и здоровье; Сохранение и укрепление биополевой структуры человека; Очищение организма; Питание; Дыхание; Психосоматическая гармонизация; Роль высших психических аспектов в сохранении и восстановлении здоровья
Интегративный подход к управлению здоровьем. Оптимизация жизненного пространства человека Макроэкологический аспект, касающийся региона проживания. Ионизирующая радиация, химические агенты, пестициды и др. Неспецифические механизмы повреждения: активация перекисного окисления и влияние на геном клеток. Микроэкологический (жилище, рабочее место, одежда, пища). Энергетические и психологические основы экологии жилища отражены в китайской системе фэн-шуй, которая представляет дом как модель мира. Наилучшей формой жилища считается природная, естественная форма, т. е. без острых углов (идеально форма соты, восьмиугольник). Поэтому в современных домах при расстановке мебели желательно срезать углы, вводить в интерьер побольше кругов, овалов, завитушек. Лучшая крыша для здания остроконечная (луковичная, шатровая и др.). Высота потолка должна быть соизмерима с ростом человека (до 3,5 м). Чтобы энергетические потоки не оказывали раздражающего действия, двери и окна в комнатах не должны располагаться на одной прямой. Анфилада комнат это некомфортная форма постройки. Преобладание естественных материалов в структуре дома и предметах обихода важно для хорошего самочувствия. Синтетика отрицательно влияет на электрические параметры тела. Неблагоприятно отражается на самочувствии также работа вибрационных приборов, телевизора. Желательно наличие в доме положительно действующих на человека объектов природы (растения, камни) и произведений искусства. Особого внимания заслуживает влияние шума и громкой музыки с ритмами деструктивного действия. В природе нет деструктивных ритмов, шум является сигналом тревоги. Поэтому в шумной среде человек независимо от того, осознает он это или нет, находится в состоянии напряжения. Здоровье человека имеет прямую связь с наличием в жилище или на рабочем месте биопатогенных зон: естественного (связанные с разломами почвы, подземными водами или перекрестами так называемых магнитных сеток Земли) и искусственного, техногенного происхождения. В магнитном каркасе Земли различают несколько сеток (сетка Хартмана, Курри и др.). В узле сетки наблюдается усиленное движение энергий, и человек, находясь в нем, сначала "промывается" энергией, а потом начинает ее терять. Это приводит к снижению уровня здоровья и болезням. Если жилище или рабочее помещение целиком находится в биопатогенной зоне, его следует покинуть. Если узел сетки Хартмана (или другой) находится в области спального либо рабочего места, нужно сделать перестановку либо нейтрализовать патогенное влияние с помощью различных приспособлений (металлические кольца, пирамиды и др.). Находясь в биопатогенной зоне, больной никогда не выздоровеет, а ребенок будет болеть и плохо развиваться.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Оптимизация жизненного пространства человека Психоэкологический аспект. Человек, как известно, имеет базовые потребности, среди которых первое место занимает желание биологической и личностной безопасности. В психической деятельности это проявляется потребностью в уважении, авторитете, обеспеченности определенных прав. Поэтому основным правилом общения должно быть признание права за другим на самостоятельное мнение, выбор, стиль жизни, т. е. на самовыражение себя как личности. Стремление насильственно (агрессия, критика, отчасти спор) управлять поведением другого разрушает отношения. У человека существуют также психические потребности более высокого уровня. К ним относится стремление к сочувствию и пониманию. И это всегда учитывается мастерами коммуникаций. Потребность в симпатии, любви неистребима так же, как непреходящим является поиск единомышленников, своей ментальной среды, учителей и учеников. Истинное общение это общение равных, открытых, уважающих, понимающих и симпатизирующих друг другу, конструктивно решающих общие проблемы людей. Обучение культуре общения это самый верный путь к предупреждению психоэмоциональных стрессов и сохранению здоровья. Биоэнергоэкологический аспект. Биоэнергоэкология занимается сохранением и восстановлением целостности, высоких количественных показателей и качества биологического поля человека при воздействии на него объектов живой и неживой природы. Чтобы человек был здоров, его жизненное пространство должно иметь определенные энергоинформационные характеристики. К основным факторам, формирующим и изменяющим биополе, можно отнести следующие: генетические и конституциональные (они являются главными), космические, климатические, территориальные (биопатогенные зоны), образ жизни, окружающая социальная среда (люди) и материальные объекты; стрессы, алкоголь, болезни. Биопатогенные зоны – см. выше. Биоэнергоинформационные воздействия. Био-полевые влияния являются существенным компонентом общения, особенно длительного, и определяют комфорт и дискомфорт при этом. Поскольку при общении в группах создается единое биополе, то неизбежно более слабые при этом "подпитываются", оздоравливаются. Однако этот естественный механизм иногда может играть отрицательную роль. Например, постоянный контакт (сон в одной комнате) очень старых и энергодефицитных людей с маленькими детьми, также требующими для своего роста и развития больших количеств энергии, часто заканчивается болезнями детей. То же самое относится к двум детям: энергетически более слабый еще более слабеет и заболевает. По той же причине кровать должна быть индивидуальной (за исключением супружеской). Периодическое нахождение в кровати родителей (матери) допускается для детей только дошкольного возраста, т.к. мать в этом возрасте является естественным энергетическим донором для ребенка. С биополевой структурой человека связано понятие так называемой личной территории, окружающей физическое тело. Это пространство (по А.Пизу, 1995) можно разделить на четыре зоны: интимная (1546 см), которая охраняется как собственность; личная (до 1,2 м), в которой могут проходить деловые и приятельские встречи, социальная (до 3,6 м) и общественная (более 3,6 м). Потребность в соблюдении границ личной территории и в наличии физической территории, где человек может уединиться, является инстинктивной, имеет физический, биоэнергетический и психологический аспекты. Поэтому сужение личной территории, скученность в жилище вызывают напряжение, агрессию, невроз (так называемый стресс перенаселения). С той же инстинктивной потребностью человека в "личном" связано желание иметь персональные предметы обихода (кровать, стул, чашку и т.д.), одежду. Вещи приобретают информационно-энергетические отпечатки своего владельца, что создает у него состояние комфорта при пользовании этими вещами. Точно так же на вещах, произведениях искусства, кулинарных изделиях остаются "следы" их творцов, которые затем оказывают свое действие на потребителей. Для поддержания своей энергетической структуры и психики в хорошем состоянии человек должен окружать себя материальными объектами, комплементарными ему по информационно-энергетическим параметрам.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Биоритмы и здоровье Ритмы являются временной организацией жизни. Формирование биоритмов имеет эндогенный источник, но модулируется влиянием окружающей среды. Нарушение биоритмической структуры это показатель ухудшения качества здоровья и снижения его уровня. Для валеолога наиболее интересны в биоритмологии хронодиагностика и хронофармакология с хронотерапией. Хронодиагностика это определение хронотипа человека и хронолабильности. Под первым понимают определение характера суточного ритма бодрствования и сна ("жаворонки", "филины", "голуби"), под вторым устойчивость, прочность биоритмической структуры. С суточным ритмом синхронизировано около трехсот физиологических функций. Восстановление суточного ритма после его нарушения может происходить в разных режимах: у одних людей быстро, у других медленно и часто не в полной мере. О последних говорят, что у них высокая хронолабильность, и это свидетельствует о слабости механизмов работы "биологических часов". У таких людей чаще наблюдаются нарушения регуляции функций, легче возникают болезни. При рассмотрении биоритмологических аспектов оздоровления выделяются два момента: 1) влияние оздоровления на собственные ритмы организма; 2) влияние фаз собственных биоритмов на чувствительность к оздоровительным воздействиям. Человек подвержен влиянию космичеких ритмов (лунный, солнечный цикл, циклы движения планет). Накладываясь друг на друга, они формируют критические точки, моменты, когда стабильность человека как системы снижается, он становится более чувствительным к трансформационным влияниям. Уровень здоровья при этом нередко снижается. Речь идет о критических периодах в жизни человека, некоторые из которых мы назовем. Это возраст 7, 14 лет, 21 года, 2930 лет, 36, 42, 59-60, 63, 84 лет. С валеологических позиций среди этих критических периодов жизни следует назвать также два периода чисто биологического генеза полового созревания и климактерий. Для грамотной организации труда и отдыха важно знать промежутки высокой и низкой работоспособности в коротких жизненных циклах. Так, у женщин во время овариально-менструального цикла, часто синхронизированного с лунным, наиболее высокий психический и физический тонус отмечается на 3-й неделе. Работоспособность человека в течение недели имеет двугорбый характер (вторник, среда и пятница). Аналогичная кривая работоспособности характерна для суточного ритма: первый пик 1012 ч, второй ч. При назначении оздоровительных воздействий желательно учитывать время года, фазу лунного цикла и время суток. В течение суток функция органов (следовательно, и активность соответствующих энергетических меридианов) меняется, и это отражено в китайской системе У-СИН. Используя эти знания, можно существенно повысить эффективность оздоровления. Рассогласование индивидуальных биоритмов с ритмами природы получило название асинхронозов, или десинхро-нозов. Асинхроноз является частым проявлением "третьего состояния" и касается в основном нарушения ритма бодрствования и сна. Причины асинхронозов следующие: частая смена светового пояса, сменная работа, чрезмерная интеллектуальная активность перед сном, гиподинамия, монотония. Профилактика асинхроноза зависит от его вида и заключается в соблюдении ритмической согласованности своей жизни с жизнью природы (особенно это важно для хронолабильных особей), правильной подготовке (с расслаблением) ко сну, физической нагрузке достаточной интенсивности, водных и термических процедурах, демонотонизирующих мероприятиях (музыка, паузы в работе через 1,52 ч, частый прием пищи и т. д.).
Интегративный подход к управлению здоровьем. Сохранение и укрепление биополевой структуры человека Поддержание целости, величины и гармоничности био-полевой структуры составляет существенный момент в управлении здоровьем человека. Поддержание и восстановление полевой комфортности могут осуществляться через биоактивные точки. Природа воздействий может быть любой руками, иглами, электричеством, магнитами, лазерным излучением, минералами, металлами и т.д. Особый интерес представляет микроволновая биорезонансная коррекция. Она заключается в наращивании естественных энергоинформационных характеристик человека за счет резонансных систем. При этом учитывается обратная связь. Самым эффективным подходом к оптимизации биополя является самостоятельная работа человека. Для этого существует множество методик, таких как цигун, хатха-йога, "огненный цветок", дыхательные техники, многочисленные техники для работы с мыслью и воображением, комплексные оздоровительные системы.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Очищение организма Периодическое очищение организма является очень древним, но активно и с большой эффективностью возрождаемым в настоящее время методом, направленным на сохранение здоровья. Начинается этот процесс с очищения пищеварительного канала. Пищеварительный канал первым формируется в онтогенезе и является структурной основой биологических жизнеотправлений, обеспечивая организм энергетическим и пластическим материалом. Наряду с этим гормоны кишечника, особенно толстой кишки, оказывают мощное стимулирующее влияние как на тело, так и на психику, поддерживают энергетический баланс организма. Недаром область пупка в восточной медицине называют печью ("Печь Хара"), а толстую кишку относят к элементу "огонь". В то же время пищеварительная система является основным источником эндогенных токсинов в организме. Детоксикация находится в центре внимания многих современных оздоровительных систем. Очищение кишечника (всевозможные промывания, в том числе с травяными отварами, прием большого количества клетчатки, энтеросорбенты, ферментные очистители, пищевые разгрузки и др.), ослабляя интоксикацию и активизируя эндокринную функцию АПУД- системы, возвращает хорошее самочувствие. Нередко этот прием является основным в инициации процесса оздоровления. После очищения кишечника, которое может занимать от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от системы), следует очищение печени. Основным приемом при этом является слепое зондирование желчевыводящих путей. Затем проводится очищение системы выделения (активация выделительной функции почек) и суставов. Эта последовательность очистительных процедур, поскольку она исходит из "тайной мудрости человеческого организма", принята во всех популярных в настоящее время оздоровительных системах (П. Брэгг, Н.А. Семенова, И.П. Неумывакин и Л.С. Неумывакина, Ю.А.Андреев, Г.П.Малахов и др.).
Интегративный подход к управлению здоровьем. Питание Большинство современных систем питания ориентировано на энергетическую ценность, разнообразие и сбалансированность ингредиентов. Однако оказалось, что эти критерии недостаточны. Пища должна быть легко и с высокой эффективностью усвояемой, легко освобождать энергию и пластический материал. Иными словами, имеет значение качество пищи. Принимать пищу следует в определенных сочетаниях и объемах (Г.Шелтон) с учетом индивидуальных запросов и суточного индивидуального биоритма. Очень щадящее питание по жесткому расписанию детренирует пищеварительную систему, снижает ее адаптационный потенциал. Питание должно быть активно управляемым в зависимости от целей и требований, предъявляемых человеком к самому себе.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Дыхание Внешнее дыхание единственная вегетативная функция, подчиняющаяся контролю сознания, и это является основой для создания множества дыхательных техник управления энергиями в организме и функциями органов и систем. Все многообразие дыхательных техник сводится к изменениям глубины, частоты и ритма дыхания. Вдох это акт получения энергии организмом. На вдохе стимулируется психическая деятельность, напрягается тело. При выдохе, наоборот, нервная система успокаивается, энергия распределяется по организму, тело расслабляется. С помощью дыхания можно вызвать следующие эффекты. 1. Изменение концентрации СО2 и О2 в крови. СО2 является регулятором ряда физиологических функций. Например, естественная, полученная в акте дыхания гиперкап-ния это единственный физиологический фактор, вызывающий снижение тонуса сосудов головного мозга. Концентрация СО2 в крови влияет также на кислотно-основное состояние, переход кислорода из крови в ткани, на активность генетического аппарата клеток. К дыхательным методикам преимущественно с этим механизмом действия относятся волевая ликвидация глубокого дыхания по К.П.Бу-тейко, дыхание через трубку, дыхание в мешок, дыхание под одеяло, использование гипоксикаторов. В то же время отметим, что длительная искусственная гиперкапния всегда фактор негативный. 2. Накопление энергии с помощью различных приемов и за счет этого повышение уровня здоровья. К методикам этой направленности относится прежде всего дыхательная система йоги пранаяма, позволяющая достичь огромной степени энергетизации организма. Пранаяма помогает контролировать эмоции и мышление, тренирует волю, позволяет управлять внутренними органами. Другим примером методик этого типа является современная так называемая парадок-| сальная дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой. 3. Введение человека в трансовое состояние путем раздражения струей воздуха окончаний блуждающего нерва при гипервентиляции легких. В развитии этого эффекта, возможно, играет также какую-то роль изменение газообмена. К методикам преимущественно с этим механизмом действия относятся холотропное дыхание (по С.Грофу) и свободное дыхание, или ребёфинг.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Психосоматическая гармонизация Недостаточная психическая адаптация и как следствие этого психоэмоциональные стрессы, психотравмы, психокомплексы, неврозы, особенно депрессивной направленности, кроме самостоятельного значения, всегда имеют соматические эквиваленты, называемые психосоматическими заболеваниями. Большинство распространенных болезней терапевтической компетенции имеют психосоматический компонент, стоящий у истоков болезни либо присоединившийся в ее процессе. В свою очередь, первично-соматические нарушения здоровья оставляют след в психике, прежде всего в подсознании, что отражается на настроении человека и усложняет течение болезни. Кроме того, изменения гормонального фона при первично- соматических нарушениях вторично оказывают влияние на состояние психики (например, толстокишечная депрессия). Психосоматическая гармонизация, как уже отмечалось, является основным валеологическим приемом на пути восстановления внутренней целостности человека. Она заключается в активизации психических элементов и устранении дисбаланса между ними, гармонизации связей между элементами сомы и оптимизации психосоматических взаимоотношений.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Роль высших психических аспектов в сохранении и восстановлении здоровья Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, управление здоровьем должно начинаться с вершины пирамиды. Без понимания человеком высших аспектов бытия (смысла своей жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.) и разрешения проблем с этих позиций невозможно приближение к состоянию здоровья, так как неосознаваемая неудовлетворенность своей жизнью всегда порождает психические эквиваленты (напряжение), а последние приводят к нездоровью сомы. Рассмотрение высших психических аспектов в контексте сохранения и восстановления здоровья включает несколько моментов. Во-первых, это воспитание и перевоспитание человека, перевод его жизненных ценностей из эгоцентрической плоскости в альтруистическую. Во-вторых, признание роли высокой, доброй, развивающей, творческой цели в жизни человека как фактора гармонизации его психики, а следовательно, и тела. И, в-третьих, признание воли и веры в управлении своим здоровьем.
Интегративный подход к управлению здоровьем. Как видно из изложенного материала, основными положениями в тактике управления здоровьем являются следующие. 1. Направление деятельности это возвращение человека в безопасную зону здоровья и удержание его в этой зоне путем активизации механизмов валеогенеза; 2. Используемый при этом подход интегративный (системный, холистический); 3. Используемые методы в основном немедикаментозные. Процесс управления здоровьем имеет свою внутреннюю логику, свою динамику. После сбора информации и ее осмысления (диагностика и прогнозирование здоровья) врач-валеолог приступает к оздоровлению пациента, если в этом есть необходимость. Когда путем внутренней гармонизации и восстановления гармоничных взаимоотношений с окружающей средой человек будет возвращен в "безопасную" зону здоровья, дальнейшая работа по сохранению и укреплению здоровья возлагается в основном на самого человека, но при консультативной помощи врача. Врач создает мотивацию к здоровому образу жизни и дает рекомендации по его организации с учетом конституциональных особенностей пациента. Одновременно даются рекомендации по укреплению здоровья и осуществлению контроля за его состоянием.
Спасибо за внимание! Габер И. В. Сентябрь 2012 г.