Педсовет «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей» В.А. Сухомлинский
«От сотрудничества – к успеху» Программа взаимодействия семьи и школы по формированию уклада школьной жизни, способствующего духовному становлению и социальному взрослению личности на основе традиционных ценностей
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С.Макаренко
Одна из серьезных проблем современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе
Основные проблемы: непрочность семьи, практика гражданских браков, высокий уровень разводов; конфликтность отношений между членами семьи; малодетность (1-2 ребенка); падение авторитета родителей; расширение безнадзорности как социального явления; подростковая преступность; детская и подростковая наркомания.
Школьный мониторинг по изучению семей: Социальный состав семей нашей школы: Всего семей - 84 (100%) Многодетные - 16 (19 %) Неполные - 25 (30%) Социально-неблагополучные - 14 ( 17%) На учете в районе - 4 ( 5%) Воспитывающие опекаемых детей- 5 (6 %)
ЦЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ: создание особого уклада школьной жизни для развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка, способствующего самоопределению и самореализации школьника.
Задачи: –Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. –Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с постепенным, системным, поэтапным формированием у учащихся традиционных для российской семьи ценностей. –Создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. –Повышение педагогической, психологической, юридической, медицинской компетентности родителей. –Разработка методики работы с различными категориями и типами семей. –Разработка и внедрение методик работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, воспитывающими одаренного ребенка, ребенка инвалида. –Организация непрерывного педагогического воздействия по формированию мировосприятия, миропонимания, мировоззрения ребенка с раннего детства до завершения образования и вступления в самостоятельную жизнь. –Анализ эффективности создаваемой воспитательной модели.
????? Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Основополагающая концептуальная идея воспитательной деятельности: Школьный уклад должен составлять живое полноценное внутреннее органическое единство школы, чтобы воспитать полноценного, цельного, творческого, не ущербного человека, который был бы здоров и телесно, и душевно, и духовно. Усилия школы устремлены к реализации этой идеи.
Основные функции взаимодействия школы и семьи Информационная; Воспитательно-развивающая; Формирующая; Охранно-оздоровительная; Контролирующая; Бытовая.
Основные направления взаимодействия семьи и школы: 1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса, о ходе и результатах обучения и воспитания детей. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским советом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
Методы изучения семьи: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Формы работы с родителями Индиви- дуальные Групповые Массовые Индивидуальные : посещение семьи, консультации, беседы, работа с дневниками, общение по телефону Групповые: родительский совет класса, консультация с учителями- предметниками, советы профилактики и т.д. Массовые: родительское собрание, праздники, концерты…
Формы работы с родителями: Традиционные Лекции Конференции Практикумы Открытые уроки Нетрадиционные тренинги ролевые, деловые игры диспуты родительские чтения и т. д
Обязательные компоненты родительского собрания Анализ учебных достижений учащихся класса. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Психолого-педагогическое просвещение. Обсуждение организационных Рефлексия Личные беседы с родителями.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей; интересу, проявляемому к семье, умению слышать и понимать; единству требований школы и семьи.
КЦП «СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА»
Цели программы : Обновление содержания совместной деятельности педагогов и родителей для создания реального сотрудничества в процессе воспитания; Создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения школьников на основе единой педагогической позиции.
Задачи: 1. Найти новые оптимальные, эффективные, развивающие формы и методы совместной деятельности семьи и школы; 2. Привлечь родителей к управлению учебно- воспитательным процессом; 3. Создать систему поощрения активности родителей; 4. Распространять положительный опыт семейного воспитания, формирующий у детей ценностное отношение к семье; 5. Сохранять и создавать новые традиции в области сотрудничества семьи и школы, направленные на личностное развитие ребёнка.
Основные направления 1. Изучение семей учащихся. 2. Взаимодействие с родителями в организации учебной деятельности. 3. Педагогическое просвещение родителей. 4. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов. 5. Индивидуальная работа с родителями. 6. Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Ожидаемый результат Выявление возможностей семейного воспитания. Обновление форм и методов педагогического просвещения родителей. Создание системы работы по взаимодействию… Формирование единой педагогической позиции педагогов и родителей. Положительная динамика показателей по повышению уровня авторитета ОО среди родителей. Сближение взрослых и детей.
РАБОТА В ГРУППАХ НАД ПРОЕКТОМ ПРОГРАММЫ
Проект решения педсовета 1. Принять к реализации КЦП «Семья и школа: грани сотрудничества» на годы. 2. Активизировать работу с родителями, шире используя инновационные формы работы (Классные руководители) 3. Разработать памятку работы с родителями для классного руководителя, учителя-предметника; циклы родительских собраний по классам (Зам. директора по ВР – до конца текущего учебного года) 4. Создать банк данных эффективных форм работы по взаимодействию семьи и школы ( ШМО классных руководителей – к сентябрю 2015 г.) 5. Провести для родительской общественности День открытых уроков ( Администрация, учителя-предметники – конец учебного года)
Литература Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе, М, Центр Педагогический поиск, Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр Педагогический поиск, Журнал Классный руководитель (1997–2003 гг.) Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. Школьная пресса, Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. Школьная пресса, Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. Педагогический поиск, Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!