Письменная речь – величайшее изобретение человечества, и наша задача заключается в том, чтобы дети научились им пользоваться. Попробуем ответить на «простой» детский вопрос: «Зачем учиться писать?» Люди придумали письменную речь для того, чтобы можно было общаться с теми, кто отделен от нас пространством или временем: мы пишем письма друзьям, живущим в другом городе, записку маме, которая придет позже. Авторы книг общаются со своими читателями, ученые пишут о своих открытиях и изобретениях. И все это потому, что письменная речь, в отличие от устной, может долго храниться. «Что написано пером – не вырубишь топором», а произнесенное слово «вылетит – не поймаешь». Поэтому мы часто записываем то, что нужно сохранить, не забыть. В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются нами постепенно, в процессе специального обучения. Попробуем ответить на «простой» детский вопрос: «Зачем учиться писать?» Люди придумали письменную речь для того, чтобы можно было общаться с теми, кто отделен от нас пространством или временем: мы пишем письма друзьям, живущим в другом городе, записку маме, которая придет позже. Авторы книг общаются со своими читателями, ученые пишут о своих открытиях и изобретениях. И все это потому, что письменная речь, в отличие от устной, может долго храниться. «Что написано пером – не вырубишь топором», а произнесенное слово «вылетит – не поймаешь». Поэтому мы часто записываем то, что нужно сохранить, не забыть. В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются нами постепенно, в процессе специального обучения.
Часто дети не понимают нашего настойчивого стремления научить их непременно красивому и правильному письму: «Ну и что, что некрасиво (с ошибкой), ведь все же понятно?!» Как реагировать взрослому на такие фразы? Очень просто! Красивое, разборчивое письмо – признак уважения к тому, с кем мы общаемся с помощью письменной речи. Не случайно люди, так и не научившиеся хорошо писать, обычно извиняются за свой почерк. Кроме того, красивую, аккуратную запись не только приятнее, но и гораздо легче читать. Бывают такие случаи, когда человек с плохим почерком, записавший что-то важное второпях, сам потом не может разобрать то, что написал. Зачем же создавать такие трудности себе и другим? Лучше как следует поработать и приучить себя к красивому, разборчивому письму. Что касается орфографии, то объяснить её назначение ещё проще. Если бы каждый писал слова так, как они произносятся (а произносятся они разными людьми по-разному) и слышатся (а слышатся они тоже всем по-разному), нам было бы очень трудно узнавать записанные слова. Сколько же времени займет чтение и разгадывание таких записей? Поэтому люди и договорились писать слова в соответствии с общими для всех правилами.