Внеурочная деятельность в контексте ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики ит. д.
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства организации внеурочной деятельности в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», с требованиями ФГОС, со своим уставом.
Важно ответить на вопросы: В чем основной замысел внеурочной деятельности? Какие ее цели, кто их ставит и реализует? Какое подбирается содержание, как оно структурируется? Какие средства выбираем? На какие результаты ориентируемся? Какой ценой они будут достигаться?
Основные направления Ø Духовно-нравственное Ø Социальное Ø Общеинтеллектуальное Ø Общекультурное Ø Спортивно-оздоровительное и т.д.
Виды внеурочной деятельности ØИгровая; Ø Познавательная; Ø Проблемно- ценностное общение; Ø Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение); Ø Художественное творчество; ØСоциальное творчество (социально- преобразовательная деятельность); Ø Техническое творчество Ø Трудовая (производственная) деятельность; Ø Спортивно- оздоровительная деятельность; Ø Туристско- краеведческая деятельность.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности Первый уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь за счёт приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности Второй уровень – школьник ценит общественную жизнь за счёт формирования позитивных отношений к базовым ценностям общества; формирования ценностного отношения к социальной реальности Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни за счёт получения им опыта самостоятельного социального действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества по отработке специальных умений. Художественные акции, выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмен т
Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (социально-ориентированное коллективное творческое дело) Социальный проект, волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом) МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент
Методические условия эффективной организации внеурочной деятельности - наличие необходимой учебно-материальной базы; - наличие подготовленных кадров; - родительский запрос; - привлечение родителей и учащихся к составлению программ внеурочной деятельности; - соблюдение Сан ПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания; - соотношение аудиторных и внеаудиторных занятий (не более 50% аудиторных занятий).
Варианты организационной структуры внеурочной деятельности 1. Внутришкольный вариант 2. Вариант на основе социального партнёрства 3. Смешанный вариант
Примерный алгоритм организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении п/п Содержание работы Сроки 1. Изучение запросов родителей и детей по выбору направлений внеурочной деятельности: родительское собрание «Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»; анкетирование родителей Апрель- май 2. Анализ кадровых ресурсов и материально- технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей. Май
Примерный алгоритм организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении п/п Содержание работы Сроки 3. Подбор кадров, реализующих внеурочную деятельность. Основания для отбора – заказ родителей, индивидуальные потребности учащихся, государственный заказ, специфика образовательного учреждения. Май-август 4. Расширенные заседания методических объединений (с приглашением руководителей объединений) по теме «Разработка программ внеурочной деятельности» Август- сентябрь
Примерный алгоритм организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении п/п Содержание работы Сроки 5. Составление модели организации внеурочной деятельности, плана внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания работы объединений Сентябрь 6. Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности (директором образовательного учреждения) Август- сентябрь 7. Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности В течение всего года
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Направление внеурочной деятельности Название курса Кол-во занятий в неделю Ваш выбор Спортивно- оздоровительное «Хореография» 1 + «Я – пешеход и пассажир» 1 + «Юный турист: изучаю родной край» 1 Духовно- нравственное «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 Общеинтел- лектуальное «Мир деятельности» 1 + «Занимательная математика» 1 «В мире книг» 1 Социальное«Все вместе» 1 Общекультурное«Удивительный мир слов» 1 «Риторика» 1 Анкета для родителей «Внеурочная деятельность ученика» Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, анкету. Если вы хотите, чтобы какие-либо из названных курсов посещал ваш ребёнок – поставьте знак «+» в соответствующей графе. Ф.И.ребёнка _______________________________________ Класс________________ Ф.И.О. родителя: ________________________________________________________
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ВЫБОРА КУРСОВ ВД ОБУЧАЮЩИМИСЯ 2 «В» КЛАССА 2 «в» КЛАСС ФИО ХОРЕОГРАФИЯ Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР ЭТИКА- АЗБУКА ДОБРА МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАТЕЛЬНА Я МАТЕМАТИКА УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ РИТОРИКА ВСЕ ВМЕСТЕ ЮНЫЙ ТУРИСТ: ИЗУЧАЮ РОДНОЙ 1Айсин Александр Берзин Иван Васильева Валерия 4 Гаян Евгений Герасимов Илья Грак Диана 7 Зайцев Егор ++++ … 28 Антонова Полина ИТОГО
Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников объединения внеурочной деятельности. Наполняемость групп не нормирована.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Площадки для реализации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении: Библиотека (курс «В мире книг») Спортзал ( «Игры народов мира») Музей ( курс «Родословные знаменитых земляков») Оборудованная рекреация (курс «Игротека») Специализированный кабинет ( кабинет домоводства, мастерские и т.п.) Спортплощадка (клуб любителей народных игр и т.п.)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса «Взаимодействие образовательного учреждения, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта». Площадки для реализации внеурочной деятельности вне общеобразовательного учреждения: учреждения дополнительного образования детей; детская железная дорога и т.п. учреждения и объекты культуры: театры, музеи, библиотеки, выставочные залы, кинотеатры, Дома, Дворцы культуры, планетарий, зоопарк, ботанический сад; спортивные сооружения: ФОКи, бассейны, стадионы, парусная школа, конно-спортивная школа; ВУЗы; предприятия и т.п.
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Виды программ Комплексные Тематические Образовательные по уровням результатов По конкретным видам деятельности Индивидуальные (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья)
. Виды программ Комплексные программы ориентированы на постепенный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности и проблемных полях
Виды программ Тематические программы ориентированы на получение воспитательных результатов в каком-нибудь одном проблемном поле, например, программа экологического воспитания или спортивно-оздоровительная программа
Виды программ Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня 1 уровень - знаниевый компонент (программа «Хочу все знать»), 2 уровень - ценностный компонент (программа «Моя Отчизна»), 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного общественного действия (волонтерский клуб «Милосердие»)
Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником специальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.
Виды программ По конкретным видам деятельности -познавательные -игровые -социально-значимые -спортивно-оздоровительные и другие
Виды программ Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - одаренные дети, - слабоуспевающие дети, - дети с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Возрастной состав объединения внеурочной деятельности Программы могут реализовываться как для обучающихся одного класса, так и для обучающихся разных классов параллели и разных возрастов (разных параллелей).
Программное обеспечение внеурочной деятельности Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание деятельности Ожидаемые результаты реализации программы
ПОРТФОЛИО «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВД»
МОНИТОРИНГ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 «Б» КЛАССА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ» Ф.И. обуч-ся Детский фольклор Инсценировка Праздник «Что нам осень подарила» Народные игры Календарные народные праздники. «Новый год» Праздник «Здравствуй, Зимушка-Зима!». Коллективный проект «По брёвнышку» Роспись сарафана. Агибалов М Бобровский С Седов С Томилова А
Перспективная цель развития образования по совершенствованию внеурочной деятельности Способствовать интеграции урочной и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.
Благодарю за внимание!