ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич Жизнь и творчество великого драматурга
Алекса́ндр Никола́евич Остро́всякий( ) выдающийся выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда Александру было семь лет.
Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островсякий был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению. Детство и юность
Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде ( ). В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде ( ). На литературное поприще вступил во второй половине х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. На литературное поприще вступил во второй половине х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся», 1849). Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся», 1849).
Творчество писателя I период I период II период II период III период III период IV период IV период Ранний: г.г. Ищет свой творческий путь, пишет в духе натуральной школы «Банкрот», «Свои люди - сочтемся»«Москвитянский» 1851 – 1855 г.г. Сближение с редакцией «Москвитянина», идеи славянофильства «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. Тесная дружба с редакцией «Современника», революционно- демократические настроения «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза» - вершина творчества:: Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. Написано большинство произведений: 1. Комедии, изображающие жизнь купечества 2. Исторические пьесы 3. Сатирические комедии 4. Психологические драмы
Островсякий «бесспорно первый драматический писатель» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» Поздний этап творчества Поздний этап творчества Поздний этап творчества Поздний этап творчества Новые герои Последующий большой период творчества драматурга ( ) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В 1869 Островсякий вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей. В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы
Театр Островского Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Основные идеи реформы театра: Основные идеи реформы театра: театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка на всю труппу, а не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу её можно и прочитать» Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островсякий создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовсякий. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин, так как драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности. Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островсякий создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовсякий. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин, так как драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.
Итоги жизненного пути. Щелыково Итоги жизненного пути. Щелыково Островсякий скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей- заповедник великого драматурга. Островсякий скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей- заповедник великого драматурга. А. Н. Островсякий остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. А. Н. Островсякий остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.пьесы экранизированы пьесы экранизированы
I период Ранний: г.г. I период Ранний: г.г. «Свои люди сочтемся». Подхалюзин. Большов и Подхалюзин.
II период «Москвитянский»: 1851 – 1855 г.г. II период «Москвитянский»: 1851 – 1855 г.г. «Бедность не порок». «Бедность не порок». Гордей Карпыч, Любовь Гордеевна, Коршунов. «Бедность не порок» Любим Торцов.
III период Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. III период Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. «Доходное место». Сцена третьего действия. «Воспитанница» Иллюстрация И. С. Глазунова к драме А. Н. Островского «Гроза»
IV период Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. IV период Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. Комедии о жизни купечества Комедии о жизни купечества Исторические пьесы Сатирические комедии Сатирические комедии Психологические драмы «Сердце не камень» «Горячее сердце» «Воевода». Олена и Дубровин «Таланты и поклонники». Домна Пантелеевна
Пьеса «Гроза» 1. Написана в 1859 году, поставлена в театрах Петербурга и Москвы. 2. Сюжет взят автором из жизни, Островсякий рассказал историю одной семьи. 3. Всех жителей города можно разделить на две группы: ? ? Пьеса «Гроза» 1. Написана в 1859 году, поставлена в театрах Петербурга и Москвы. 2. Сюжет взят автором из жизни, Островсякий рассказал историю одной семьи. 3. Всех жителей города можно разделить на две группы: ? ?
Представители «тёмного царства» Жертвы «тёмного царства» Дикой КабановаКатерина ВарвараТихон БорисКудряш Феклуша
Исаак ЛЕВИТАН ( ) Вечер. Золотой Плёс
Конфликт драмы Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Тема произведения 1. Любовь замужней женщины к другому мужчине 2. Столкновение старого и нового Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как … любовно-бытовую драму социально-обличительную пьесу
Конфликты в пьесе «Гроза» Тихон против Кабанихи Варвара против Кабанихи Борис, Кулигин против Дикого Дикой и Кабаниха против Кулигина Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства» Кудряш против Дикого Тихон против Катерины
Проблемы, поднятые автором пьесы 1. Проблема женской эмансипации 2. Проблемы отцов и детей 3. Проблема любви и предательства 4. Проблема чести и достоинства 5. Проблемы семейного уклада жизни 6. Проблема бедности и богатства 7.…. 8.…..
Завязка – придирки Кабанихи КОМПОЗИЦИЯ
Первая кульминация – любовь к Борису – признание в грехе предгрозовое напряжение
Вторая кульминация - монолог Катерины, прощание с любовью
Картина "Страшный суд" Васнецов В.М. Кустодиев. Гроза
КОМПОЗИЦИЯ Развязка - самоубийство
СЮЖЕТ Катерина выходит замуж не по любви за Тихона, отношения со свекровью не складываются. - ПОЧЕМУ? Через некоторое время Катерина понимает, что любит Бориса. Под влиянием Варвары решается на измену. – ПОЧЕМУ не смогла противостоять Варваре? Кабаниха и Тихон узнают об измене Катерины. – КАК проявляет себя Катерина и почему? Под влиянием какого из конфликтов Катерина решается на самоубийство? Самоубийство Катерины – это проявление силы или слабости? Докажите.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Пьеса «Гроза» - трагедия, так как есть смерть Островсякий: пьеса «Гроза» - драма, так как конфликт охвачен широко