Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Орфографическая пятиминутка. Тема : ь после шипящих на конце существительных. Вьющееся растение – Накидка от дождя - Кухонная утварь – Бывает звездной – Доктор иначе – Маленькое серое животное - Озимая культура - Дамское украшение – Слышится громкий - С любимым там рай –
3 Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА ( задание А 4) Укажите ошибочное суждение. 1. В слове СПОСОБ все согласные глухие 2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает. 3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [ Л ] на письме обозначена буквой Ь. 4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [ Т ] является непроизносимым.
4 Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА ( задание В 7) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
Произведите морфемный разбор Произведите морфемный разбор памятный переливаясь лесистым перебегающий наслаждение разливалось ( разливался ) слева
Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Древние римляне утверждали : Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться. Чайковский отмечал : Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых.
7 Опорная схема СПП с придаточным изъяснительным Опорная схема СПП с придаточным изъяснительным [ ], ( ). Сказ. + (УК.СЛ.) С.СЛОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО … СОЮЗЫ: ЧТО, КАК, КУДА … ЧАСТИЦА ЛИ х ? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ
Образец Образец [ Арсеньева поразило ( что ?)], ( насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности ). что ? [ ],( насколько ).
1. Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе. 2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые. 3. Уверен ( ), что он справится с задание
Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных, составьте схему. Жизненная мудрость заключается в том что надо учиться радоваться всему что тебя окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она ни была. ( Е. Пермитин )
Проверка Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему, что тебя окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она ни была. ( Е. Пермитин )
Определите вид придаточной части Определите вид придаточной части Я считаю, что доброта, приветливость, милосердие делают человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на грубость – это признак душевной слабости. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
Проверка 1. Знаешь, я читала, что бессмертны души. ( А. Ахматова ) 2. О, я была уверена, что ты придёшь назад. ( А. Ахматова ) 3. Я по - прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. ( С. Есенин ) 4. Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь. ( С. Есенин )
«Корректор» найдите ошибки в построении предложений и укажите исправленный вариант. 1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. 2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.
Проверка 1. Судья сказал участнику матча, что тот нарушил правила. 2. Мне дали понять, что я жду напрасно. 3. У костра отец спросил, где находится лесная избушка.
Определите предложение с придаточным изъяснительным A) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого. Б ) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели. В ) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из - под земли. Г ) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело. Д ) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
Определите предложение с придаточным изъяснительным A) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым … Б ) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры. В ) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть. Г ) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва. Д ) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна
Комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста. Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по - сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что - то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем - то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть. Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается точь - в - точь. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война … Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда - нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые. Ч. Айтматов
Задания Определите стиль и тип речи. Определите тему и идею текста. Что заставило всполошить душу повествователя ? Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски ? Замените слово « всполошить » синонимом. Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос. Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему. Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными ? Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте ?