Изложение. Способы сжатия текста Готовимся к ОГЭ по русскому языку Урок подготовлен учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Advertisements

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Пословица) Цель курса - подготовиться к написанию сжатого изложения (задание С1), используя различные приёмы сжатия.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Презентация к уроку по русскому языку по теме: Сжатое изложение.(Задание С1).
Алгоритм работы над сжатым изложением. В чем состоят основные трудности? НЕТ практики написания изложений НЕТ навыка восприятия на слух текста- рассуждения.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Проверка на двух полях : ИК --- ГФ.
Подготовка к написанию изложения. ГИА 9 класс.. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная.
Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: ГИА по русскому языку алгоритм написания сжатого изложения
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы,
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9 Учитель русского языка и литературы МОУ «Смоленская СОШ 2» Казакова Елена Геннадьевна.
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Тренажёр Готовимся к ГИА по русскому языку Лугинина Юлия Андреевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 г.Искитим Новосибирской области.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Русский язык. Анализ изменений в проекте КИМ для 9 класса 2009 г. по сравнению с демоверсией 2008 г.
Транксрипт:

Изложение. Способы сжатия текста Готовимся к ОГЭ по русскому языку Урок подготовлен учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.

Анализ демоверсии

Памятка при написании изложения Как составить план - Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. - Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. - Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

План 1)Что такое нравственность? 2)Нравственность – это самостоятельный выбор человека. 3)Что может помочь сделать правильный выбор? (Совесть – единственная сила, которая…)

Критерии оценки изложения Содержание Баллы ИК1 Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2 балла Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему 1 балл Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы 0 баллов

Сколько в данном тексте микротем?

1) Обычно больные, которым поставили диагноз «техногизм», проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. 2) Школьники до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и утром не в состоянии воспринимать школьные программы. 3) Во многих странах мира подросткам ставят новый диагноз "техногонизм": проводя все ночи за компьютером, они утрачивают работоспособность днём и становятся вялыми и мрачными. 4) В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз "техногонизм" Найти среди данных утверждений основную мысль 2 части

Критерии оценки изложения Содержание Баллы ИК2 (сжатие) Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 балл Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 баллов

Способы сжатия текста Обобщение однородных членов предложения одним общим словом, простых предложений в одно сложное и т.д. Данное предложение Способы действия Результат "На лавке лежали яблоки, апельсины, абрикосы, персики, груши, и все это я хотел купить и съесть" заменим слова: "яблоки, апельсины, абрикосы, персики, груши" общим словом "фрукты" "На лавке лежали фрукты, которые я хотел купить и съесть"

Способы сжатия текста Обобщение однородных членов предложения одним общим словом, простых предложений в одно сложное и т.д. Данное предложение Способы действия Результат Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных ("кажущихся") образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. Заменим слова: «яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои» одним словом (например, местоимением). Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных ("кажущихся") образов, которые привлекают ребёнка.

Способы сжатия текста Исключение предложений/частей предложения, содержащих второстепенные факты, примеры, повторы, ненужную эмоциональную характеристику и др. Данное предложение Способы действия Результат "Среди многообразия народных промыслов в России особое место занимает игрушка." Исключим первые четыре слова (второстепенная информация). "В России особое место занимает игрушка"

Способы сжатия текста Исключение предложений/частей предложения, содержащих второстепенные факты, примеры, повторы, ненужную эмоциональную характеристику и др. Данное предложение Способы действия Результат Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко - в мире виртуальных образов. Исключим второстепенную информацию Всё большее число подростков и совсем маленьких детей пребывают в мире виртуальных образов.

Способы сжатия текста Упрощение: замена сложноподчиненного предложения простым, перевод диалога/прямой речи в косвенную, формулировка сложной мысли своими словами и т.п. Данное предложение Способы действия Результат "Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем. -А почему вы это спрашиваете?- спросили мы в свою очередь гарсона. -Какой-то,- ответил он,- необыкновенно красивый язык. Я такого еще никогда не слышал. Это венгерский? -Нет! -Польский? -Нет! -Чешский? -Нет! -Какой же все-таки? -Это русский язык." Исключим этот диалог полностью, кроме последней фразы и сделаем из нее простую косвенную речь. "Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем. Мы ответили, что это русский."

Способы сжатия текста Упрощение: замена сложноподчиненного предложения простым, перевод диалога/прямой речи в косвенную, формулировка сложной мысли своими словами и т.п. Данное предложение Способы действия Результат Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. Упростим предложение, перестроив в СПП Мир этот словно коварный лабиринт, из которого трудно найти выход.

Критерии оценки изложения Содержание Баллы ИК2 (сжатие) Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 балл Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 баллов

Критерии оценки изложения Содержание Баллы ИК3 (логика) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 балл В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0 баллов

Домашнее задание 1)Типовой вариант ОГЭ 1. или 2) Изложение 1.