Исторический факультет группа ИФ53 Стерлитамак 2009 г.
«Он сделал невозможным дальнейшее господство англичан в Индии, но в то же время позволил им ретироваться достойно и без затаённой вражды. Помагая выйти из затруднительного положения, Ганди тем самым оказал англичанам величайшую услугу, ибо владеть империей гораздо легче, чем избавиться от неё». Арнольд Тоймби
Основные черты философских и идейно-политических воззрений: роль традиции и современности. Генеральная установка - высшая ценность небытия, исключение из мира сансары, кармического круговорота. Необычайно широкая свобода в практике религиозных отправлений. Аскетизм, самопожертвование. Организационная рыхлость религиозных доктрин и крайняя степень терпимости. Преданность богу – бхакти. Индийская религиозная традиция не стимулировала активность и предприимчивость человека Государство в индо-буддийском регионе было практически гарантировано от нежелательных для него социальных катаклизмов. Внешняя нейтральность, даже безразличие индивида и общества к власти как таковой, к администрации, к государству. Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной политической жизни Индии АХИМСААХИМСА (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства.ахинса
Мохандос Карамчанд Ганди (2 октября 1869 – 30 января 1948)
САТЬЯГРАХА упорство в истине в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения. Разработана в начале XX в. М. К. Ганди. Родственник Махатмы Ганди Маганлал Ганди, соединив два слова: «сад» (истина) – «греха» (твердость), предложил термин «садгреха» (sadagraha), который сам махатма лексически откорректировал: «сатьяграха» (satyagraha). Так в 1908 году появился еще один неологизм, которому суждено было стать международным. Противоположность сатьяграхи – дургреха. Упорство во лжи.
«Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, писал Эйнштейн, - является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколениЙ». Единственная его одежда - кхади, кусок грубого домотканого полотна, обмотанный вокруг тщедушного тела, плохонькие самодельные крестьянские сандалии, одетые на босую ногу, а часто - вообще никакой обуви, в рукахпосох. И все. Больше никаких вещей. Так Махатма Ганди обошел мешком или объехал в поездах третьего класса всю огромную Индию. И вместе с тем «последний рыцарь Британской империи» Уинстон Черчилль считал этого «полусумасшедшего пророка» не менее страшным и опасным врагом своей империи, над которой никогда не заходило солнце, чем Адольф Гитлер. Нацисты стремились противопоставить британской силе, гордыне и чувству собственной исключительности еще большую силу и гордыню. Ганди - сатьяграху, философию ненасильственного сопротивления темной силе. Гитлер проиграл, а Ганди выиграл.
Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. … И если это – закон жизни мы должны применять его в каждодневной жизни. Необходима достаточно напряженная подготовка, чтобы ненасилие стало составной частью менталитета. Каков бы ни был результат, во мне всегда идет сознательная борьба за целенаправленное и непрерывное следование закону ненасилия. Закон любви действует как закон гравитации, независимо принимаем мы его или нет. Для меня ненасилие – не просто философская категория, это закон и суть моей жизни.
Ашрам – обитель. По догмам индуизма каждый человек, достигший преклонного возраста должен уединиться в ашрам и посветить себя религии. Так Ганди называл свою трудовую общину на ферме в Фениксе (Южная Африка). Вакиль – адвокат, поверенный в делах. Гомрул – самоуправление. Под этим термином известно национально- буржуазное движение в Ирландии за самостоятельный парламент и ответственное перед ним правительство. В годы первой мировой войны движение гомруль (за самоуправление) развернулось в Индии Дхарма – закон, предписание, религия. Саньяса – аскетический образ жизни. Сварадж (санскр., буквально своё правление), программный политический лозунг национально-освободительного движения в Индии, призывал к борьбе против английского господства, за самоуправление. Хартал (букв. «закрытие лавок») – форма всеобщего забастовочного движения, направленного против английских колониальных властей. АХИМСААХИМСА (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства.ахинса САТЬЯГРАХА упорство в истине в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения. Разработана в начале XX в. М. К. Ганди.
1. Махатма Карамчанд Ганди родился: а) 2 октября 1869; б) 7 ноября 1867; в) 5 декабря 1861; г) 18 мая Махатма Карамчанд Ганди умер: а) 8 мая 1845; б) 17 сентября 1945; в) 30 января 1948; г) 11 сентября Мохандас Карамчанд Ганди происходил из семьи, принадлежащей к варне: а) брахманов; б) кшатриев; в) неприкасаемых; г) шудр.
4. Ахимса это – а) принцип ненасилия б) ненасильственное сопротивление в) священная война г) Не противление злу насилием 5. Титул Махатма означает: а) великая душа; б) хороший человек; в) совершивший хадж; г) доброе сердце. 6. Укажите современников М. Ганди: а) Чарльз Брэдлоу; б) Монтескье; в) Л. Н. Толстой; г) Д. Неру. 7. К гандизму относятся: а) Сатьяграха; б) Дургреха; в) Джихад; г) Газават; д) Хартал; е) Ахимса;
1.6 апреля – 13 апреля 1919 года 2.22 августа 1906 года - 30 июня 1914 года гг марта 1930 года – 17 февраля 1931 a)Сатьяграха в Южной Африке b)Соляной поход. c)Несотрудничество d)Первая сатьяграха в Индии 8. Установите соответствие между датами и событиями: 1. Ахимса 2. Сатьяграха 3. Хартал 4. Ашрам a)так Ганди называл свою трудовую общину на ферме в Фениксе (Южная Африка). b)непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. c)упорство в истине d)форма всеобщего забастовочного движения, направленного против английских колониальных властей. 9. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
10. Заполните пропуски в словах М. Ганди: а) «Для атеистов, подобных Брэдлоу, ……… занимала такое же место, какое для других занимал бог». М. Ганди; б) «Закон ……… действует как закон гравитации, независимо принимаем мы его или нет». в) Я обнаружил, что ……… существует среди ……… и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон ………. г) Необходима достаточно напряженная ………, чтобы ……… стало составной частью менталитета. 11. Как вы считаете, могло ли тюремное заключение отрицательно повлиять на душевное состояние, сломить волю М. Ганди? (необходим аргументированный развернутый ответ не менее 7 и не более 15 предложений).