Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии г г. Сенькина Н.Н., учитель Сенькина Н.Н., учитель биологии сш. 14. биологии сш. 14.
Что такое ЕГЭ? Что такое ЕГЭ? ЕГЭ является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. ЕГЭ является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации.
Что такое ЕГЭ? Что такое ЕГЭ? ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании»). ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании»).
ЗАДАЧИ ЕГЭ ЗАДАЧИ ЕГЭ - получить объективную информацию об учебных достижениях выпускников средней школы по биологии; - получить объективную информацию об учебных достижениях выпускников средней школы по биологии; - выявить уровень овладения учащимися содержанием биологического образования, предусмотренным стандартом 2004 г.; - выявить уровень овладения учащимися содержанием биологического образования, предусмотренным стандартом 2004 г.; - определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно- методического обучения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся. - определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно- методического обучения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.
Преподавание биологии сегодня - развитие активной познавательной деятельности учащихся со всеми видами учебной информации, расширении практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению биологии.
С чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ ? С чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ ? Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомендации, пособия, тренажёры, электронные диски, Интернет-ресурсы и др. Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомендации, пособия, тренажёры, электронные диски, Интернет-ресурсы и др.
создать папку документов к ЕГЭ создать папку документов к ЕГЭ I – РАЗДЕЛ. Материалы ФИПИ Сайт II – РАЗДЕЛ. Информационный материал к ЕГЭ. III – РАЗДЕЛ. Контрольно - измерительный материл по биологии. IV – РАЗДЕЛ. Советы по сдаче ЕГЭ.
I – РАЗДЕЛ. Материалы ФИПИ I – РАЗДЕЛ. Материалы ФИПИ - Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по биологии. - Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по биологии. - Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по биологии. - Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по биологии.
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по биологии. - Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по биологии. - Бланки ЕГЭ. - Бланки ЕГЭ. - Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по биологии за 2009 год. - Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по биологии за 2009 год.
II – РАЗДЕЛ. Информационный материал к ЕГЭ. II – РАЗДЕЛ. Информационный материал к ЕГЭ. - Что такое ЕГЭ? - Что такое ЕГЭ? - Порядок проведения единого государственного экзамена. - Порядок проведения единого государственного экзамена. - Разнообразные методические пособия. - Разнообразные методические пособия.
III – РАЗДЕЛ. Контрольно – измерительный материл по биологии. III – РАЗДЕЛ. Контрольно – измерительный материл по биологии. - Контрольно - измерительный материл по биологии 6 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 6 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 7 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 7 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 8 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 8 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 9 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 9 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 10 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 10 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 11 класс. - Контрольно - измерительный материл по биологии 11 класс.
IV – РАЗДЕЛ. Советы по сдаче ЕГЭ. IV – РАЗДЕЛ. Советы по сдаче ЕГЭ. - Правила заполнения бланков. - Правила заполнения бланков. - Психологические советы выпускникам, сдающим ЕГЭ. - Психологические советы выпускникам, сдающим ЕГЭ. - Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ. - Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ. - Советы выпускникам. Как действовать во время сдачи ЕГЭ. - Советы выпускникам. Как действовать во время сдачи ЕГЭ. - Подготовка к экзамену. - Подготовка к экзамену.
Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы - портал единого - портал единого государственного экзамена (ЕГЭ) государственного экзамена (ЕГЭ) - Федеральный - Федеральный институт педагогических измерений институт педагогических измерений (ФИПИ) (ФИПИ) - Федеральный - Федеральныйrustest.ru/rustest.ru/ центр тестирования (ФЦТ). центр тестирования (ФЦТ). - институт - институт открытого образования (МИОО) открытого образования (МИОО)
методические пособия Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Особое место должна занимать подборка учебно-тренировочных материалов ФИПИ для подготовки к ЕГЭ под авторством Г.С. Калиновой, А.Н.Мягковой, В.З. Резниковой за 1998/2009 годы. Особое место должна занимать подборка учебно-тренировочных материалов ФИПИ для подготовки к ЕГЭ под авторством Г.С. Калиновой, А.Н.Мягковой, В.З. Резниковой за 1998/2009 годы.
Г.С. Калинова, Е.А. Никишова. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по биологии. М.,ООО «Русское слово-РС», Г.С. Калинова, Е.А. Никишова. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по биологии. М.,ООО «Русское слово-РС», Г.С. Калинова, Р.А.Петросова, Е.А. Никишова. Отличник ЕГЭ. Биология. ФИПИ. – М, Интеллект- Центр,2010. Г.С. Калинова, Р.А.Петросова, Е.А. Никишова. Отличник ЕГЭ. Биология. ФИПИ. – М, Интеллект- Центр,2010. Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова, В.З. Резникова. ЕГЭ 2010.Билолгия. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. – М, Интеллект- Центр,2010. Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова, В.З. Резникова. ЕГЭ 2010.Билолгия. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. – М, Интеллект- Центр,2010.
Назначение демоверсии ЕГЭ Назначение демоверсии ЕГЭ Дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
Назначение кодификатора Назначение кодификатора Кодификатор это один из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Кодификатор это один из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. 1089), а также с учетом обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от г. 56). Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. 1089), а также с учетом обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от г. 56).
В кодификаторе содержатся коды элементов содержания, элементы содержания, для которых создаются контрольные измерительные материалы и их соответствие стандарту: В кодификаторе содержатся коды элементов содержания, элементы содержания, для которых создаются контрольные измерительные материалы и их соответствие стандарту: СБ – стандарт среднего общего образования, базовый уровень, СП – стандарт среднего общего образования, профильный уровень, СБП – стандарт среднего общего образования, и базовый, и профильный уровни, СО – стандарт основного общего образования. СБ – стандарт среднего общего образования, базовый уровень, СП – стандарт среднего общего образования, профильный уровень, СБП – стандарт среднего общего образования, и базовый, и профильный уровни, СО – стандарт основного общего образования.
Назначение спецификации контрольно измерительных материалов Назначение спецификации контрольно измерительных материалов Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена.
На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов). На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
В спецификации учитель найдёт следующие блоки информации: В спецификации учитель найдёт следующие блоки информации: - Назначение экзаменационной работы; - Документы, определяющие - Назначение экзаменационной работы; - Документы, определяющие содержание экзаменационной работы; - Структуру экзаменационной работы; - Распределение заданий содержание экзаменационной работы; - Структуру экзаменационной работы; - Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий; экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий;
- Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии; - Распределение заданий по видам умений и способам действий; - Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности; - Система оценивания отдельных заданий и работы в целом; - Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии; - Распределение заданий по видам умений и способам действий; - Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности; - Система оценивания отдельных заданий и работы в целом;
- Минимальное количество баллов ЕГЭ; - Минимальное количество баллов ЕГЭ; - Время выполнения работы; - Условия проведения экзамена - Время выполнения работы; - Условия проведения экзамена (требования к специалистам); - Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года по биологии (требования к специалистам); - Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года по биологии
Основные типы заданий, предлагаемые на ЕГЭ по биологии Основные типы заданий, предлагаемые на ЕГЭ по биологии Задания группы «А». Задания группы «А». Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня.
Задания группы «В». Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 – на определение последовательности явлений и процессов.
Задания группы «С». Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня. Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня.
Все выше перечисленные Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ. методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.
УСПЕХОВ ВАМ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ! К ЕГЭ!