«Умение избежать конфликта одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» В.А.Сухомлинский Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок!
Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником. Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации: Первая фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации. Вторая фаза – ответная реакция «соперника»,от нормы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, - последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих форм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы; ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Конкретное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя – не допускать острых педагогических ситуаций.
Правила педагогического общения. Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы». Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета ». Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия».
Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности». Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована). Правило 6. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».
Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д. Карнеги).
Правило 2. Задержка реакции. Правило 3. «Перевод реакции».
Правило 4. «Рационализаци я ситуации». «Парадоксальная реакция». Правило 5.
На вооружении алгоритмы повеления, необходимых для успешной работы учителя: в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы: не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения; одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам: вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания: не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня: учить школьников умению учиться: в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.