Синтаксические структуры художественных текстов Экспрессия назывных предложений
Назывные предложения как бы созданы для описания. Называя предметы, писатели, поэты рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя и дают оценку происходящему. Как на фотографии, запечатлевают одно мгновение, один кадр. Они фиксируют только настоящее время.
Борис Пастернак ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой Подвенечной и прозрачной…
Сравним разные редакции отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» Кому жизнь, кому смерть, кому слава. На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой, И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый. А под ними лежал берег правый, - Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась.
Сравним разные редакции отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому тёмная вода, - Ни приметы, ни следа…
Выразительность номинативных предложений увеличивается, когда они выполняют композиционную функцию: в первой и заключительной строфе используется назывное предложение, и это создаёт кольцевое обрамление стиха.
Д.Самойлов Чёт или нечет? Вьюга ночная. Музыка лечит. Шуберт. Восьмая. Правда ль, нелепый Маленький Шуберт, - Музыка - лекарь? Музыка губит. Снежная скатерть. Музыка без края. Музыка насмерть. Вьюга ночная.
Недосказанность номинативов восполняется в восприятии читателя- слушателя с помощью ассоциаций, намеченных контекстом. Образ смерти в сочетании с предельной сжатостью и эмоциональной насыщенностью синтаксических конструкций способствует передаче напряжённой взволнованности лирического героя в ночи под воздействием музыки.
ПЕРИОД Огромными изобразительными возможностями обладает период - это длинное сложное предложение, которое имеет особое интонационное оформление: спокойно произносятся начало и конец этого синтаксического построения; на стыке двух частей - кульминационное повышение голоса с последующей паузой. Период стал излюбленным приёмом многих мастеров русской речи благодаря ёмкости и изяществу форм, лёгкости восприятия.
Стихотворения-периоды Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...
А.А.Фет Когда вослед весенних бурь Над зацветающей землей Нежней небесная лазурь И облаков воздушен рой, Как той порой отрадно мне Свергать земли томящий прах, Тонуть в небесной глубине И погасать в ее огнях! О, как мне весело следить За пышным дымом туч сквозных И рад я, что не может быть Ничто вольней и легче их.