Синтаксические структуры художественных текстов Экспрессия назывных предложений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Когда волнуется желтеющая нива,
Advertisements

Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива …». Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи.
Пейзажная лирика Лермонтов о родной природе Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Урок литературы в 5 классе Составила Тарасенко С.И. Муниципальное.
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива"
Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва.
Христианские мотивы в лирике поэта. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи» Тема о природе «На севере диком»,
В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается.
А счастье было так возможно …( по творчеству М.Ю.Лермонтова. С использованием технологии критического мышления.) Работу подготовила учитель русского языка.
М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.
Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова Урок литературы в 9 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.
Презентация к лекции 14 Сезоны года: Лето. Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под.
Презентация на тему: «Осень…» Выполнила учитель начальных классов Романова С.В.
Исследовательская работа ученицы 7Б класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области Хлыстовой Екатерины.
Презентация к проекту ученицы 10- в класса Прокофьевой Анастасии Учитель Николаева В. А. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней,
Русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа… Борис Шергин.
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе Описание природы
Презентация к уроку чтения (4 класс) по теме: М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."
Транксрипт:

Синтаксические структуры художественных текстов Экспрессия назывных предложений

Назывные предложения как бы созданы для описания. Называя предметы, писатели, поэты рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя и дают оценку происходящему. Как на фотографии, запечатлевают одно мгновение, один кадр. Они фиксируют только настоящее время.

Борис Пастернак ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой Подвенечной и прозрачной…

Сравним разные редакции отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» Кому жизнь, кому смерть, кому слава. На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой, И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый. А под ними лежал берег правый, - Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась.

Сравним разные редакции отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому тёмная вода, - Ни приметы, ни следа…

Выразительность номинативных предложений увеличивается, когда они выполняют композиционную функцию: в первой и заключительной строфе используется назывное предложение, и это создаёт кольцевое обрамление стиха.

Д.Самойлов Чёт или нечет? Вьюга ночная. Музыка лечит. Шуберт. Восьмая. Правда ль, нелепый Маленький Шуберт, - Музыка - лекарь? Музыка губит. Снежная скатерть. Музыка без края. Музыка насмерть. Вьюга ночная.

Недосказанность номинативов восполняется в восприятии читателя- слушателя с помощью ассоциаций, намеченных контекстом. Образ смерти в сочетании с предельной сжатостью и эмоциональной насыщенностью синтаксических конструкций способствует передаче напряжённой взволнованности лирического героя в ночи под воздействием музыки.

ПЕРИОД Огромными изобразительными возможностями обладает период - это длинное сложное предложение, которое имеет особое интонационное оформление: спокойно произносятся начало и конец этого синтаксического построения; на стыке двух частей - кульминационное повышение голоса с последующей паузой. Период стал излюбленным приёмом многих мастеров русской речи благодаря ёмкости и изяществу форм, лёгкости восприятия.

Стихотворения-периоды Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...

А.А.Фет Когда вослед весенних бурь Над зацветающей землей Нежней небесная лазурь И облаков воздушен рой, Как той порой отрадно мне Свергать земли томящий прах, Тонуть в небесной глубине И погасать в ее огнях! О, как мне весело следить За пышным дымом туч сквозных И рад я, что не может быть Ничто вольней и легче их.