Жизненное и профессиональное самоопределение
Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Самоопределение ее проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Смысл жизни это осознание конкретным человеком своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание; короче, осознание того, для чего он живет. Смысл жизни это осознание конкретным человеком своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание; короче, осознание того, для чего он живет. Цель жизни это конечный результат, к которому он стремится. Чаще всего проблема смысла жизни возникает перед человеком в кризисные моменты Цель жизни это конечный результат, к которому он стремится. Чаще всего проблема смысла жизни возникает перед человеком в кризисные моменты
Частной составляющей самоопределения личности является профессиональное самоопределение процесс сознательного, самостоятельного выбора профессии.
При выборе профессии следует учитывать: желания, интересы и склонности личности то, что можно обозначить словом «хочу»; желания, интересы и склонности личности то, что можно обозначить словом «хочу»; возможности личности: знания, способности, психологические оособенности, состояние здоровья то, что можно обозначить словом «могу»; возможности личности: знания, способности, психологические оособенности, состояние здоровья то, что можно обозначить словом «могу»; запросы рынка труда в кадрах, т. е. то, что «надо». запросы рынка труда в кадрах, т. е. то, что «надо».
Ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии: 1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация на профессию только высокой квалификации, только высшее образование. 2. Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными. 3. Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей. 4. Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессий. 6. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. 7. Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального). 8. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, уровне подготовленности). 9. Незнание или недооценка своих физических особенностей или недостатков, существенных при выборе профессии. 10. Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессия.
Правила выборы профессии: 1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие специалисты необходимы в регионе проживания данного человека. 2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.). 3. Выбрать наиболее привлекательную, подходящую для себя профессию. 4. Ознакомиться с профессиограммой, определить формулу уточнить содержание и условие труда; требования, предъявляемые профессией к человеку, возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
5. Провести практическую апробацию своих сил в выбранной (учебно-производственный комбинат, занятия в кружках по интересам и т. п.). 6. Соотнести полученные знания со своими проф возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, специалистом. 7. При соответствии своих возможностей требованиям выбранной профессии в школе или УПК получить первоначальную профессиональную подготовку, осуществляя самоконтроль готовности самоопределению. 8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной вариант профессионального выбора. 9. Выбрав профессию, необходимо проявлять настойчивость своего намерения и овладении ею в совершенстве.