Урок-КВН в страну «Лексика и Фразеология» (обобщающий урок) Учитель Шишман Н.М.
Цели: обобщить знания по теме "Лексика", "Фразеология", систематизировать материал по этимологии, образованию, строению фразеологических оборотов; обучать в процессе занятия правильной речи, правильному произношению ; развивать желание читать и изучать художественную классическую литературу; обогащать словарный запас, показать богатство русской лексики. Эпиграф: Русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна. Р. Зелёная
Команды Команда «Лингвисты», девиз: «Хочу всё знать». Команда «Грамотеи», девиз: «Грамоте учиться – всегда пригодится». Команда «Словесники», девиз: «Знание – лучшее богатство».
ИНТЕРЕСНЫЕ ЧИСЛА: ИНТЕРЕСНЫЕ ЧИСЛА: 17-томный Словарь современного русского литературного языка слов; Словарь произведений А.С. Пушкина слов; Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование слов; Словарь школьника старших классов, студента слов; Словарь младшего школьника слов.
Орфографическая разминка : Записать на доске и в тетрадях словарные слова по их лексическим значениям, подчеркнуть непроверяемые гласные в корне слова: 1. Свободное время человека () 2.Место, куда ходят за покупками () 3. Широкий шарф () 4. Зрительные места в зале перед сценой () 5. Сумка ученика () 6.Слово, выражающее благодарность ()
Лингвистическая разминка. Лексика– это… Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению… Слова, противоположные по лексическому значению… Словарный запас одного человека… Слова, имеющие несколько лексических значений…
Станция «Омонимы». 1. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка, Прибежал, постучал в окошко: «Отыскалась твоя сережка». 2. Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» 3. Это кто стрелой из лука прострелил головку лука?
Станция «Омонимы» 1. омофоны 2. омографы 3. Омоформ Мука(продукт) – мука (переживание) Замок (дворец) – Замок (на двери) Луг – лук Плод – плот Печь (сущ.) – печь (глаг.) Потри - по три
Задание. Подобрать синонимы, в которых признак выражен больше. Большой - Теплый - Противник - Влажный - Просить - Прохладный - Жара – Станция «Синонимы»
. Горячий кофе – горячий человек – Мягкий грунт - мягкий климат – Легкий урок – легкий мороз – Свежий хлеб – свежий журнал –
Дописать пословицы. Назвать антонимы. Мир строит – война () Герой умирает, а слава его () Ученье свет, а неученье – () Не бойся врага умного, бойся друга ()
Игра « Кто быстрее » Грязный – Мягкий – Грубый – Слабый – Светлый – Замкнутый –
Задание: по рисункам узнать фразеологизм и назвать его.
Станция«Фразеологизмы» Дидактическая игра «Найди пару» Держать язык за зубами Надуть губы Бить баклуши Яблоку негде упасть Лясы точить Клевать носом Ловить на лету Наступать на пятки Два сапога пара Приуныть Помалкивать Дремать Разговаривать Быстро понимать Бездельничать Догонять Одного поля ягоды Тесно
I команда: «Лингвисты» The game is worth the candle II команда: «Грамотеи» A bird in the hand is worth two in the bush III команда: «Словесники» Play somebody a dirty trick Справка: Сыграть злую шутку; лучше синица в руках; игра стоит свеч.
I команда: «Лингвисты» 1. Бити байдики - 2.Обоє рябої – 3. Ускочити в халепу – II команда: «Грамотеи» 4. Дерти горло – 5. Кирпу гнути – 6. Як муха в окропі - III команда: «Словесники» 7. Вивести на сухие – 8. Шукай вітру в полі – 9.Ніде гольці власти –
2) Задание: подберите фразеологизмы - антонимы. Первым делом – Заварить кашу– Засучить рукава – Тяжел на подъем- Гладить по шерсти- Выйти из себя – Справка: расхлебывать кашу, спустя рукава, легок на подъем, против шерсти, прийти в себя, в последнюю очередь.
Ребус
Станция «Слова». Слова бывают разные: И грустные, и властные, Правдивые, красивые, И строгие, фальшивые. Слова «Завета» мудрые Глубокие и умные Передаются с нежностью, С любовью и прилежностью Друзьям, знакомым и чужим, Подросткам, детям и большим: Следи за речью и ты сам, Чтоб слово было, как бальзам. И не жалей ты добрых слов- Получишь мудрости улов.