12 января 2010 года в методическом кабинете отдела образования состоялся городской семинар школьных библиотекарей по теме «Программа развития школьной библиотеки. Инновационный путь Развития школьной библиотеки».
Развитие школьной библиотеки-это повышение уровня технологических процессов, уровня использования библиотеки Развитие школьной библиотеки-это целенаправленная деятельность по качественному изменению библиотечных услуг.
РЕЖИМЫ 1. Становление 2. Функционирование 3.Развитие
Инновационный режим развития библиотеки. 1. Переход на новые технологии управления инновационным процессом. 2. Критерии оценки деятельности библиотеки.
УПРАВЛЕНИЕ Управление функционированием библиотеки Управление развитием библиотеки Стабилизация процессов Устранение отживающего, появление нового качества Жизнеспособность библиотеки
Изучение вопроса перехода на новые технологии в работе школьной библиотеки. 1. Что представляет собой библиотека, каковы её сильные и слабые стороны? 2. Какой мы хотим видеть её в будущем? 3. Какие возможности для изменений существуют (ресурсное обеспечение)? 4. Какие действия необходимо совершить, чтобы добиться цели?
Критерии оценки новых технологий. 1. Актуальность нововведений. 2.Результативность. 3. Творческая новизна.
Содержание инновационных процессов развития школьной библиотеки. 1. Достижение эффективности управления библиотекой. 2. Достижение комфортности библиотеки. 3. Расширение возможностей библиотеки. 4. Укрепление имиджа. 5. Переход библиотеки на современные технологии (компьютеризация). 6. Обеспечение оптимального соответствия библиотечного фонда информационным потребностям обучающихся и учителей. 7. Повышение качества обслуживания. 8. Организация библиотеки как информационного центра. 9. Организация библиотеки как центра досуга. 10. Повышение профессиональной компетентности.
Программа развития 1. Теоретическая часть. А.Цель Б.Задачи (направления) В.Функции библиотеки Г.Нормативные документы.
1. Практическая часть. А.Наименование работ. Б.Срок. В.Ответственный. Г.Сумма затрат.
Требования к программе развития. 1.Полнота. 2.Целостность. 3.Сбалансированность. 4.Контролируемость.
Что мы имеем. 1. Регулярно пополняемый фонд 2. Квалифицированного библиотекаря 3. Поддержка директора и администрации 4. Дополнительные информационные ресурсы 5. Техническое оснащение
Анализ деятельности библиотеки 1. Сила 2. Слабость 3. Возможности 4.Тенденции
Оценка эффективности библиотечного обслуживания 1. Доступность 2. Актуальность книжного фонда 3. Комфортность библиотечной среды 4. Библиографическое обеспечение библиотечного обслуживания 5. Изучение читателя 6. Соответствие мероприятий читательским потребностям 7. Квалификация библиотекаря 8. Наличие интерактивных элементов библиотечного обслуживания. Использование информационных технологий. 9. Наличие инновационных методик 10. Методическое обеспечение библиотечного обслуживания 11. Рациональность организации обслуживания с точки зрения пользователя 12. Внешняя реклама библиотеки 13. Репертуар услуг
Цели развития библиотеки 1. Достижение комфортности и высокого качества обслуживания 2. Расширение возможностей библиотеки 3. Укрепление имиджа библиотеки 4. Достижение эффективности управления библиотекой 5. Повышение профессиональной компетентности
Решение проблем в целях развития библиотеки 1. Создание новых разделов(тематических, возрастных,отраслевых) 2. Осуществить доукомплектование (Чем?) 3. Повысить квалификацию(в какой области?) 4. Ввести новые библиотечные услуги (какие?) 5.Другое
Объекты развития Библиотечная продукция и услуги Средства производства Объекты развития Организационное развитие (управление библиотекой) Технологические процессы Социальная сфера
Организационное развитие (управление библиотекой) 1. Создание новых секторов библиотеки, разделов фонда 2. Изменение традиционных функций 3. Изменения в практике планирования 4. Изменения в методике изучения и оценке спроса, ресурсов 5. Изменение библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.
Библиотечная продукция и услуги 1.Диверсификация-это стратегия «новых возможностей», заимствование услуг, применение новых нетрадиционных видов обслуживания, поиск новых рынков (организация музея школы, консультационная помощь школьного психолога, внедрение программ быстрого чтения, организация клуба неформального общения, творческих студий, фотоконкурсов «Поймай их за чтением»). 2.Дифференциация-формирование новых видов услуг в соответствии с потребностями конкретных категорий. Это позволяет сочетать обслуживание всех категорий читателей с приоритетным выделением групп особого внимания (первоклассники, выпускники). 3. Специализация (виды- отраслевая, жанровая. функциональная) – оборудование отделов библиотеки, например математического (отраслевых), библиотеки-музея, литературной гостинной (функциональных), библиотечной «страны знаний» (жанровых).
Средства производства 1. Технические средства поиска обработки, преобразования и предоставления информации 2. Новые виды носителей информации 3. Автоматизация библиотечно- библиографических средств учета, обработки и упорядочения информации
Технологические процессы 1. Изменение методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг 2.Разработка, адаптация и внедрение новых приёмов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций 3. Обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования документов)
Социальная сфера 1. Направление и методы управления библиотекой, формирования организационной культуры, инициирование заинтересованности в работе 2. Оценка степени удовлетворённости работой, повышение квалификации 3. Изменение в проведении, качестве деятельности, активности библиотекаря, поддержка новых организационных мероприятий
Форма таблицы «Программа развития ШБ» п/п Направление деятельности Мероприятия Сроки Ответст венный Объем финансирования Предпо лагаем ый результат Начал о Окон чани е
Форма таблицы «План реализации программы развития ШБ» п/п Мероприятие Дата проведен ия Место проведен ия Ответст венный Отметка о выполнении
Оценка программы развития школьной библиотеки 1. Полнота (охват направлений) 2. Конкретность мероприятий 3.Целостность(связи между действиями) 4. Сбалансированность по всем ресурсам (материально-техническим, финансовым, кадровым) 5. Контролируемость (соответствие плана реализации программе, сбалансированность по датам, срокам)
ПОЛНОТА программы характеризуется тем, насколько охвачены все основные элементы библиотечной работы как системы. Отсутствие какого-либо элемента деятельности приведет к тому, что желаемые результаты не будут получены вообще или будут достигнуты позднее и с большими затратами.
КОНКРЕТНОСТЬ – должны быть названы точные, конкретные мероприятия, с помощью которых могут быть реализованы основные направления работы.
Целостность -это свойство программ обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей. Согласованность связей между ними.
Сбалансированность по всем ресурсам - это учет при планировании всех видов ресурсов, необходимых для достижения цели: материально-технических, финансовых, кадровых, научно- методических, временных. Особенно необходимо проанализировать такой ресурс, как время, которое отводится в планах на получение результатов).
Контролируемость –оценка контролируемости программы осуществляется на основе анализа формулировок целей, дальности и конкретности планов реализации. Одно из назначений программ – быть средством контроля процесса движения к цели.
Программа развития библиотеки – это инструмент управления. Это модель инновационной деятельности, с помощью которой можно обеспечить скоординированность, целенаправленность и эффективность предпринимаемых действий, т.е. рационально организовать свою деятельность и обеспечить её результативность.