Педсовет: «Переход на ФГОС второго поколения.Модернизация образовательной системы начальной школы ».
Цель работы педагогического совета:
Задачи работы педагогического совета: Новые Образовательные Стандарты 3
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я стандарт нормативное сопровождение инструментальное сопровождение технологическое и информационно-методическое сопровождение мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, пед образование, … педагогические технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образовательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований
Требования стандарта могут быть дополнены Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников
7 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
Новые Образовательные Стандарты 8 Требования к ресурсному обеспечению
9 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
10 Требования к структуре основная образовательная программа – целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
Принципы: Открытость и демократичность Вовлечение представителей профессионального сообщества Последовательное введение стандарта по ступеням общего образования
Цель образования: 1 поколение Усвоение знаний, умений, навыков 2 поколение Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся Цель образования: Базируется на деятельностном подходе
Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий. ЗУН и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ)
Основные понятия: 1)Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач. 2)Компетентный – знающий, сведущий, обладающий компетенцией. 3) Компетенция – это способность делать что- либо хорошо или эффективно. 4) Ключевые компетенции – важные компетенции, которые используются во многих жизненных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования в обществе.
Ключевые компетенции : 1. Политические и социальные компетенции (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов). 2.Компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе (принятие различий, уважение других, способность жить с людьми иных культур, языков и религий). 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией (свободное владение родным, государственными, иностранными языками). 4.Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества (владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую массмедийными средствами и рекламой). 5. Способность учиться на протяжении жизни
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно- коммуникативные технологии; дидактическая многомерная технология; групповые технологии; КСО компетентностный подход; деятельностный подход; личностно-ориентированный подход Организационные формы: учебная исследовательская деятельность; изготовление учебных продуктов; работа в системе погружения;
Овладение компетенциями становится целью и результатом процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. КАЧЕСТВО. Цели и задачи образовательной программы Управление достижением результатов обучения = качество Государственные образовательные стандарты Социальный заказ
К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Информационная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт.
Формирование компетентностей на предметах Русский язык Коммуникативная, лингвистическая и языковая, культуроведческая, речевая, социокультурная Литература Общекультурная, личностная, социально - нравственная, питательная, речевая, ценностно - мировоззренческая, коммуникативная история Навыки исторического мышления, ценностно - мировоззренческая, социально - коммуникативная, информационная, историке - познавательная география Географическая, коммуникативная, в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, интеллектуальная, практическая математика Интеллектуальная, практическая, математическая компетентность, социально - личностная, общекультурная, самостоятельная, познавательная деятельность
Информатика Информационная, начальная компетентность в использовании информационных и коммуникативных технологий технология Социально - трудовая, социально - бытовая, коммуникативная, функционально - трудовая, самообслуживания; профориентационная, ком петентность в трудовой сфере, хозяйственно - бытовой сфере, в сфере профессионального самоопределения Физическая культура Оздоровительно - реабилитационная, двигательная, в сфере самоконтроля индивидуального физического саморазвития, двигательная Формирование компетентностей на предметах
27 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – октябрь 2010 года)
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Портрет будущего выпускника гражданина России: Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата; осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
Решение педсовета: Учителям регулярно отслеживать появляющуюся информацию о внедрении новых образовательных стандартов, изучать примерные программы по предметам. Учителям начальных классов продолжать подготовку к переходу на ФГОС 2 поколения с 1 сентября 2011 года.