Семинар - практикум « Портфолио школьного библиотекаря» 2008 год
Портфолио как средство мониторинга профессионального развития школьного библиотекаря 1. Цели и сущность портфолио. 2. Типы портфолио. 3. Виды портфолио. 4. Методика формирования, организации и оформления портфолио. 5. Оценивание портфолио.
I. Цели и сущность портфолио. Портфолио – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за определенный период времени. Цель портфолио – анализ и представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального роста за определенный период времени. Портфолио предполагает накопление информации, необходимой для: аттестации; объявления поощрения; систематизации деятельности библиотекаря; стимулирования роста профессионального развития. Модели портфолио: 1. Портфель достижений (цель – оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности). 2. Портфель - самооценка (цель – показать процесс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности). 3. Портфель – отчет (цель – показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности).
II. Типы портфолио. 1. Портфолио документов – портфолио сертифицированных (документированных) индивидуальных профессиональных достижений (результатов деятельности) библиотекаря: дипломы, подтверждающие участие в конкурсах; грамоты; свидетельства, удостоверения, справки, сертификаты о курсовой подготовке. 2. Портфолио работ - собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм его профессиональной и творческой активности: конкурсные работы; программа развития библиотеки; тексты (тезисы) выступлений на семинарах, совещаниях; сценарии массовых мероприятий; электронные документы (презентации, разработки и пр.); видеозаписи, фотоальбомы мероприятий; авторские образовательные программы; печатные работы. 3. Портфолио отзывов включает в себя письменную оценку (анализ) библиотекарем своих достижений (результатов деятельности), резюме, планирование будущих этапов деятельности, а также рецензии, тесты заключений, рекомендательные письма, отзывы коллег, администрации школы, специалистов отдела образования и т.д. На основании типов портфолио конструируются простые (реализующие один из названных типов) или комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов) портфолио.
III. Виды портфолио. 1. Личный портфолио – профессиональный портрет школьного библиотекаря: портрет (личный опыт в практической деятельности); размышления в виде эссе по конкретной теме или направлению деятельности; результаты профессионального тестирования; лист самооценки профессиональных умений и навыков. 2. Тематический портфолио – анализ, систематизация и представление материалов по какой-либо теме: план занятий по авторской программе (курсу, теме) или ее разработку; пояснительная записка; программа курса (разработка библиотечных уроков); работы детей (анкеты, тесты, отзывы, рисунки); самоанализ проведенной работы; фактографический материал по теме; отзывы коллег, педагогов; определение итогов, определение перспектив.
IV. Методика формирования, организации и оформления портфолио. Подготовка к созданию портфолио включает в себя ответы на следующие вопросы: 1. Каковы цели создания (использования) портфолио? 2. Из каких компонентов он будет состоять? 3. Как будет выглядеть портфолио? 4. Кто будет владеть, хранить и иметь доступ к портфолио? 5. Каким образом будет осуществляться представление и оценивание портфолио?
V. Оценивание портфолио Процесс оценивания портфолио зависит от цели его разработки. Основные критерии оценивания: 1.Цель. 2. Степень организации портфолио. 3. Его компоненты и характерные детали. 4. Голос и его тональность презентующего портфолио. 5. Использование лексики и грамматики.