Магистерская работа МАГИСТРАНТКИ филологического факультета БГУ кафедры теории и методики преподавания языка и литературы Жук Ольги
Дебаты в системе литературного образования
СОДЕРЖАНИЕ Актуальность исследования Актуальность исследования Актуальность исследования Актуальность исследования Цель исследования Цель исследования Цель исследования Цель исследования Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Глава 1 Глава 1 Глава 2 Глава 2 Научная новизна Научная новизна Результаты исследования Результаты исследования
Актуальность исследования Необходимость развития речевой компетенции учащихся; Необходимость развития речевой компетенции учащихся; Сложившаяся ситуация отчуждения от литературы, что требует поиска альтернативных методов преподавания, которые способствовали бы формированию культуры художественного восприятия и повышению познавательной активности учащихся; Сложившаяся ситуация отчуждения от литературы, что требует поиска альтернативных методов преподавания, которые способствовали бы формированию культуры художественного восприятия и повышению познавательной активности учащихся; Необходимость изучения литературного произведения не только в диалоге: с собой, преподавателем, классом, но и в диалоге культур. Необходимость изучения литературного произведения не только в диалоге: с собой, преподавателем, классом, но и в диалоге культур.
Цель исследования систематизировать и обобщить данные о способах и методах идеологизации образовательного процесса, а также адаптировать технологию дебатов по программе Карла Поппера к изучению курса русской литературы в средней школе.
Задачи исследования: Осветить предпосылки идеологизации образовательного процесса в современном обществе. Осветить предпосылки идеологизации образовательного процесса в современном обществе. Изучить философскую, психологическую и языковедческую литературу о диалоге как форме первичной коммуникации человека. Изучить философскую, психологическую и языковедческую литературу о диалоге как форме первичной коммуникации человека. Выявить коммуникативные связи образовательного процесса и специфику учебного диалога. Выявить коммуникативные связи образовательного процесса и специфику учебного диалога. Рассмотреть существующие в педагогической литературе существующие классификации методов обучения и определить наиболее оптимальные для идеологизации обучения на занятиях по русской литературе. Рассмотреть существующие в педагогической литературе существующие классификации методов обучения и определить наиболее оптимальные для идеологизации обучения на занятиях по русской литературе. Описать историю возникновения, философскую основу, типологию и технику проведения дебатов. Описать историю возникновения, философскую основу, типологию и технику проведения дебатов. Провести анкетирование учащихся с целью выявить общественное мнение о такой форме проведения занятий, как дебаты. Провести анкетирование учащихся с целью выявить общественное мнение о такой форме проведения занятий, как дебаты. С учетом требований современного урока разработать адаптированную к условиям школы технологию проведения дебатов. С учетом требований современного урока разработать адаптированную к условиям школы технологию проведения дебатов.
Объект исследования- диалогизация процесса обучения гуманитарным дисциплинам в средней школе.
Предмет исследования- дебетная форма на занятиях по русской литературе.
Научная гипотеза: Необходимость перехода от пассивного, традиционного обучения к активному, опирающемуся на диалоговые формы обучения, одним из примеров которого являются дебаты.
Глава 1. Диалогизация процесса обучения русской литературе 1.1. Предпосылки идеологизации в современном обществе 1.1. Предпосылки идеологизации в современном обществе 1.2. Теоретическое исследование диалога 1.2. Теоретическое исследование диалога 1.3. Коммуникативные связи образовательного процесса и специфика учебного диалога 1.3. Коммуникативные связи образовательного процесса и специфика учебного диалога 1.4. Методы идеологизации обучения 1.4. Методы идеологизации обучения
Глава 2. Дебаты в системе обучения гуманитарным дисциплинам 2.1. Дебаты: история возникновения, типология, принципы проведения Дебаты: история возникновения, типология, принципы проведения Дебаты по программе Карла Поппера: философская основа, правила и методика проведения Дебаты по программе Карла Поппера: философская основа, правила и методика проведения Дебаты на занятиях по русской литературе Дебаты на занятиях по русской литературе.
Научная новизна: В исследовании впервые изучена методика применения дебатов на занятиях по русской литературе и разработана адаптированная к современному уроку дебетная форма его проведения.
Результаты исследования: 1. Рассматриваемая нами проблема идеологизации современного образовательного процесса имеет философские и психолого-педагогические предпосылки (М.Бубер, М.Бахтин, В. Библер, Ф. Розенцвейг, Д. Бом и др.). 2. В обществе созданы предпосылки для перехода от пассивного обучения к активному, основывающемуся на диалоговых формах обучения, что делает актуальным внедрение дебатов в учебную практику, как в средних, так и высших учебных заведениях.
Результаты исследования: 3. Понимание познания как непрекращающегося диалога человека (человечества) с природой, социумом, самим собой неизбежно ведет к необходимости иного осмысления образовательного процесса образования и осознания его коммуникативных связей и специфики учебного диалога. 4. Стремление к идеологизации образовательного процесса ведет к поиску новых методов обучения, которые могли бы в полной мере отвечать современным требованиям деятельностного подхода. Классификация методов в научной литературе достаточно многообразна, однако в целом их можно разделить по степени участия учащихся в образовательном процессе, т.е. активные и пассивные.
Результаты исследования: 5. Проведенное исследование подтверждает эффективность использования дебатов на занятиях по русской литературе и позволяет дать определение учебным дебатам как метода обучения и средству идеологизации образовательного процесса: дебаты (в педагогическом аспекте) - это жанр проблемного обучения, направленный прежде всего на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, на формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. 6. Данная работа выявила не изученность и неразработанность проблемы применения дебетной технологии применительно к занятию по русской литературе, что наравне с явным интересом учащихся к данной форме проведения уроков (по итогам анкетирования), создает предпосылки для дальнейшего изучения заявленной темы и дальнейшего апробирования дебатов в системе литературного образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!