муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад 45 Проектная деятельность в старшей группе Выполнила воспитатель: Вершинина Елена Георгиевна «Мои любимые сказки»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Развитие связной речи, речевого творчества и интонационной культуры речи. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование позитивных установок к различным видам творчества. Развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах. Развитие предпосылок понимания произведений словесного искусства; восприятие художественной литературы и фольклора. Координация движений; развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; формирование ценностей здорового образа жизни.
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд. В проектной деятельности поддерживается детская инициатива, что особенно актуально для дальнейшего развития ребенка и его социализации в обществе. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. (Н.Е. Веракса, доктор психологических наук ) Ценность проекта: - активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей; - помогает детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; -способствует развитию умения наблюдать, исследовать; -развивает творческие способности детей; -активизирует детско-родительские отношения
Виды проектов (по Н.Е. Веракса) по количеству участников: индивидуальные – коллективные по контингенту участников: одновозрастные – смешанные по приоритету метода: исследовательские, творческие по направленности: предметные – межпредметные по продолжительности: краткосрочный – средний – долгосрочный
Алгоритм проектной деятельности Постановка проблемы. Определение цели и задач проекта Составление плана работы Сбор информации, литературы, дополнительного материала Создание картотеки Подведение итогов. Анализ ожидаемого результата Презентация проекта Постановка новой цели Работа с детьми и родителями
Диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (начало учебного года) (начало учебного года)
Критерии педагогической диагностики (по Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой): умение последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; умение составлять небольшие рассказы творческого характера; умение по плану и образцу рассказывать о содержании сказки с последовательно развивающимся действием; умение придумывать свои концовки к сказкам Высокий уровень – показатель проявляется ярко, это- достижение ребенка; Средний уровень - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении; Низкий уровень- показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.
Проблема Как сделать так, чтобы заинтересовать сказкой детей и взрослых, чтобы сказка легла в основу речевого развития детей?
Цель проекта : Создание благоприятных условий для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности. Задачи проекта: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки; формировать проектно-исследовательские умения и навыки (выявить проблему, собрать информацию, найти нужное решение, установить причинно-следственные связи, анализировать полученные результаты); воспитывать положительное отношение к совместной со взрослым и сверстниками речевой деятельности.
Участники проекта Продолжительность проекта Учебный год Воспитатель Дети Родители Проект «Мои любимые Сказки»
Содержание деятельности проекта: Совместная деятельность детей и воспитателя 1. Беседы «Сказки -добрые друзья», «Мои любимые сказки». 2. Чтение разных сказок. 3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. 4. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 5. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование. 6. Самостоятельное составление сказок. 7. Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Работа с родителями 1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». 2. Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» 3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. 4. Домашние задания для родителей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). Совместная деятельность детей и родителей 1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам. 2. Изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам. 3. Изготовление костюмов, масок для мини-спектаклей. Самостоятельная деятельность детей 1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок. 2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам ( рисование, лепка, аппликация)
Сбор информации, литературы, дополнительного материала Интерактивные игры по сказкам Оснащение книжного уголка сказками
Подбор иллюстраций к сказкам
Совместная деятельность взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов Рассказывание детьми сказки «Царевна лягушка» по серии картинок Д\и «Продолжи сказку, начатую воспитателем» Подготовка к драматизации сказки «Маша и медведь» Подготовка к драматизации сказки « Заюшкина избушка»
Аппликация «Жар- птицы» по сказке «Конек- Горбунок» Рисование по сказке «Заюшкина избушка» Аппликация по мотивам русских народных сказок Конструирование с элементом аппликации «Домик для сказочного героя»
Самостоятельная деятельность детей Составление мнемотаблицы по сказке «Волк и Лиса» Инсценирование сказки «Царевна- лягушка» Инсценирование сказки «Три поросенка»
Работа с родителями Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? » Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки » Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
Совместное творчество родителей с детьми «Мой любимый сказочный герой» работа Полякова Егора с мамой «Домик сказок» работа Масловой Алины с мамой «Поляна сказок» Чижова Катя с мамой и папой
Диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (конец учебного года)
Сравнительная диаграмма развития связной речи на начало и конец года
Результаты работы: - у детей появился познавательный интерес к сказкам; - появилось умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки; - появились проектно-исследовательские умения и навыки (к выявлению проблемы, сбору нужной информации, выбору способов решения проблемы, установке причинно-следственных связей, к анализу полученных результатов); - дети научились самостоятельно выбирать сказку, для драматизации и выразительно исполнять роли.
Распространение педагогического опыта Презентация проекта «Мои любимые сказки» на Педагогическом совете Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности для педагогов ДОУ «Мы рисуем сказку»
Перспективы работы Создавать благоприятные условия для развития связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Продолжить работу по развитию связной речи детей рамках проектной деятельности. Стимулировать у детей познавательный интерес к проблемам и их решению. Развивать навыки исследовательского поведения. Развивать самостоятельность, получать чувство удовлетворения от результатов работы.
Спасибо за внимание !