Программа деятельности клуба здорового образа жизни. Клуб «Будь здоров!» Девиз:«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Актуальность проблемы: ЗОЖ (здоровый образ жизни) – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранения и улучшения здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля у жизни населения – важнейшая социальная технология государственного значения. Тема: Формирование осознанного отношения учащегося к состоянию здоровья как фактору успеха на последующих этапах жизни. Объект исследования: Формирование культуры здоровья учащегося. Предмет: Здоровье школьника, отношение к здоровому образу жизни. Цель: Обеспечение приоритета здоровья школьника в деятельности образовательного учреждения, создание здоровье сберегающего пространства класса, формирование культуры здоровья учащегося, устойчивых навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ: Изучить и проанализировать состояние здоровья школьников, отношение к вредным привычкам, выявить тенденции, приводящие к падению уровня культуры здоровья школьников. Пропагандировать ценностность здорового образа жизни, необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте. Организовать работу по профилактике вредных привычек через разъяснение последствий воздействий их на организм человека. Формировать правильное представление о взаимоотношениях полов, ценностях семьи и брака. Вести пропаганду ценности здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий на родительских собраниях, совместных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Предполагаемые результаты: Будет создана система работы по формированию ЗОЖ (здорового образа жизни), негативного отношения к вредным привычкам. Система работы с родителями по формированию ЗОЖ. Система работы по половому воспитанию. Будет вестись целенаправленная работа по профилактике курения. Будут эффективно организованы профилактические мероприятия по предупреждению вредных привычек.
Ожидаемые результаты: Будет замедлен рост и снизится количество учащихся имеющих опыт курения; Будет сформировано осознанное отношение учащихся и их родителей к состоянию здоровья как фактору успеха на последующих этапах жизни; Будет сформировано правильное представление о взаимоотношениях полов, ценностях семьи и брака; Будет сохранено психическое и физическое здоровье учащегося.
Сроки работы над программой: I этап: подготовительный (1 год). Анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам (у учащихся и родителей), занятия спортом; Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий; II этап: апробационный (3 года). Внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; III этап: контрольный (1 год) – средняя школа. Сбор и анализ результатов выполнения программы; Коррекция деятельности;
Концепция программы здоровья школьника. В настоящей концепции понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, духовного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни – это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнь проживанию. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно- гигиенические. Однако школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить ребенка.
Направления деятельности: Медицинское – предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и реабилитационную работу. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно- гигиенических требований, проведение физкультминуток, организация питания учащихся. Реабилитационная работа – предполагает обязательное медицинское обследование, мероприятия по очистке воды, формирование здоровья школьников немедикаментозными средствами. Просветительское – предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. Особое место отводится работе с родителями ибо прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения.
Направления деятельности: Психолого – педагогическое предполагает прежде всего использование здоровье сберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля. Спортивно – оздоровительное предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.
«Здоровье – бесценное богатство каждого человека, величайшая ценность жизни». « Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»: Соблюдать режим дня; Ежедневная утренняя зарядка; Здоровое питание; Прогулки на свежем воздухе; Полноценный сон; Занятия спортом; Одежда по сезону; Меньше стрессов, больше юмора; Долой вредные привычки; Жить в мире и согласии со своей семьей.
Формы и методы пропаганды ЗОЖ: Формы работы с учащимися – учебная, внеклассная, домашняя; Формы работы с родителями - круглый стол, родительские вечера, родительские лектории, тематические консультации. Методы – наблюдения, пропаганда (устная, печатная, наглядная), контроля, самоконтроля, поощрения, порицания, самоанализ, самооценка, создание общественного мнения, пример и т.д.
Концепция программы здоровья школьника. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний и сохранению здоровья, может содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, может научить учащегося защищать свою жизнь и сохранять здоровье. Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без целостной системы воспитания. Настоящая программа предполагает дальнейшие действия по созданию условий для сохранения здоровья учащихся формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
Профилактические и воспитательные мероприятия: Зарядка, физкультминутки, урок, динамический час (игры на воздухе), подвижные игры на переменах; Тематические беседы (индивидуальные и групповые, с учащимися и родителями); Конкурс рисунков, знатоков, листки здоровья; Литературно-познавательные игры, викторины, олимпиады. Праздники тематические; Просмотр фильмов; Классные часы, родительские собрания; Занятия спортом;
Материал в уголке здоровья.
Темы уроков и бесед – для учащихся: Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит. Зачем мы едим? Значение молока для человека. Разнообразие в питании. Что даёт нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозги). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, физкультура, спорт. Физическая активность. Здоровый образ жизни –залог долголетия. Что необходимо маленькому ребёнку, чтобы вырасти здоровым. Какие знания о здоровье ты считаешь наиболее важными? Как помочь другим задуматься о своём здоровье.
Темы родительских собраний и индивидуальных бесед: Что такое здоровье и от чего оно зависит? Кто и что употребляет в пищу. Болезни и неправильное питание. Основные правила здорового питания. Гигиена продуктов питания. Консерванты и здоровье. Физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Заболевания двигательной системы, как их избежать. Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться? Резервы нашего организма. Задаём вопросы и отвечаем на них. Каникулы: шаги к здоровью. Крепче здоровье – выше обучаемость. Закаливание организма и т. д.