Основная образовательная программа: требования к содержанию и оформлению, порядок согласования и утверждения
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – это комплексный проект процесса проектирования…….
Особенности ФГОС ВПО Цели воспитания и обучения (компетенции ) Разработка совместно с работодателями Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%
Смена образовательной модели подготовки специалиста Смена образовательной модели подготовки специалиста на основе ФГОС ВПО в условиях уровневой подготовки ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИКОМПЕТЕНЦИЯ Готовность применения ЗУН и личностных качеств Квалификационная (знаниевая) модель подготовки специалиста Компетентностная Результатыобучения (революционные изменения) Эволюционный переход программы
При проектировании ООП учитываются компетентностный подход образовательные технологии качество образования
Требования к ООП (Б,М,С) Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации
ПРИНЦИПЫ проектирования КО ООП
Преемственность означает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» Философский энциклопедический словарь.- М , с Преемственность (страхование рисков)
Командообразование Командообразование Любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целям данной группы и/или команды.
1. Учёт личностных особенностей и потребностей студента 2. Акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию 3. Повышение личной ответственности за результаты обучения От предметно-центрированной к студентов-центрированной парадигме
Структура ООП по направлению (специальности) Общие положения –Определение –Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (бакалавр, магистр) и специальности –Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавр, магистр) и специальности; –Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы Характеристика профессиональной деятельности выпускника основной образовательной программы –Область профессиональной деятельности выпускника –Объекты профессиональной деятельности выпускника – Виды профессиональной деятельности выпускника –Задачи профессиональной деятельности выпускника Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП –Общекультурные компетенции выпускника –Профессиональные (предметно-специфические, предметно- специализированные) компетенции выпускника
Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями студентовв, выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества
Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Компетентностный подход
Фактически приходится констатировать почти революционное изменение целевой установки всей системы образования – переход от знаний к компетенциям/компетентности.
Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием. Однако современная система образования, ориентированная на инструкции и предметные знания в некоторой степени показала свою неспособность в подготовке студентовв к действию, к проявлению их интеллектуальных и практических компетенций. Термин «компетенция »
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП –Календарный учебный график –Учебный план –Рабочие программы учебных дисциплин –Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся Ресурсное обеспечение ООП Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников Требования и рекомендации к организации и учебно- методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП –Итоговая государственная аттестация выпускников ООП –Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся Структура ООП по направлению (специальности)
Основная образовательная программа ВПО и СПО - -это комплексная развернутая (рабочая) социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам для определенного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная обеспечить:
– реализацию требований соответствующего ФГОС как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности вуза и потребности рынка труда; – социально-необходимое качество высшего и среднего образования вуза на уровне установленных требований соответствующего ФГОС; – основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентовв на всех этапах обучения в вузе; – основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза.
Требования к результатам освоения ООП Компетенции Общекультурные Профессиональные
Требования к структуре ООП Код Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Код формируемых компетенций С. 3 Профессиональный цикл *) Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: уметь: владеть: *) Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Требования к условиям реализации ООП кадровое обеспечение учебно-методическое и информационное обеспечение материально-техническое обеспечение
Педагог- передатчик информации Студент- воспринял- метель информации Объем передаваемой информации Результат образования – (ЗУН)
Результат образования – компетенции/ компетентности Педагог- менеджер Студент- партнер Формы активного обучения и взаимодействия
Результоцентрированный подход «Оценивание результатов обеспечивает прямые показатели того, что было сделано с точки зрения обучения и развития индивида на основе имеющегося потенциала возможностей»
Учет потребностей заинтересованных сторон
Образовательная программа как социально- педагогический продукт
ЭЛЕМЕНТ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ ДВУХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ изменение нормы качества образования связано с наметившейся тенденцией смещения акцентов в системе высшей школы с позиции фундаментализма к прагматической практике, что предполагает представить практике, что предполагает представить ООП ВПО как инструмент, балансирующий между традиционным как инструмент, балансирующий между традиционным (фундаментальным) и компетентностным (прагматическим) подходами Прагматичное образование ООП ВПО Фундаментальное образование