К ОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ. Материал подготовил: Петров Александр
Сущность стратегий В условиях жесткого рынка фирме недостаточно иметь хороший продукт, она должна внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение у себя, чтобы не отстать от конкурентов. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения инноваций. Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ. При прогнозировании поведения конкурентов учитывается целый ряд факторов, оказывающих влияние на конкурентную мощь соперничающих фирм: 1. Конкуренция усиливается по мере роста числа конкурентов и по мере выравнивания их мощности и размеров. 2. Конкуренция усиливается по мере замедления роста спроса на продукцию отрасли. 3. Конкуренция становится интенсивнее, когда отраслевые условия подталкивают соперников к снижению цен. 4. Конкуренция сильнее, если издержки, которые несет потребитель при переключении от одного продавца к другому, низкие. 5. Конкуренция сильнее, когда один или несколько конкурентов неудовлетворенны своей позицией на рынке и предпринимают шаги по расширению своих позиций за счет других конкурентов.
ФАКТОРЫ, которые должны учитываться при прогнозировании поведения конкурентов. 7. Конкуренция значительно интенсивнее, когда затраты на то, чтобы уйти из отрасли, выше затрат, связанных с продолжением конкурентной борьбы в данной отрасли. 8. Интенсивность конкуренции становится непостоянной и непредсказуемой, когда растет гибкость конкурентов относительно выбора стратегии подбора кадров, приоритетов корпорации, ресурсов и стран. 9. Конкуренция усиливается, когда мощные компании из других отраслей приобретают слабые фирмы данной отрасли и предпринимают агрессию с целью превратить приобретенные компании в лидеров.
Перечень обязательных вопросов, ответы на которые помогут изучать стратегии конкурентов. 1. За счет чего фирма может добиться преимущества над соперниками; 2. Какова конкурентная позиция фирмы в данный момент времени, будет ли её позиция в дальнейшем усиливаться или ослабевать (прочная позиция лидера даже в непривлекательной отрасли зачастую приносит довольно-таки внушительную прибыль), 3. Каков потенциал фирмы, для использования уязвимости более слабых конкурентов (перевод тем самым, непривлекательной отраслевой ситуации в потенциально интересную для фирмы возможность), 4. На сколько изолирована данная фирма (или способна она защищаться) от действия факторов, которые делают отрасль в целом непривлекательной, 5. Увеличивает ли продолжающееся участие фирмы в производстве данной отрасли ее возможность укрепления своих позиций в других отраслях, в которых она представлена.
Типы инновационных стратегий Существует порядка 9 типов инновационных стратегий: 1. Традиционная – стремление предприятия к повышению качества продукта. 2. Оппортунистическая – предприятие выбирает продукт, не требующий больших затрат на исследование, но который некоторое время продержится на рынке. 3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Процесс изготовления продуктов-заменителей. 4. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
Типы инновационных стратегий 5. Зависимая – применяется мелкими предприятиями, за счет крупных предприятий. 6. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. В большинстве случаев, необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Она свойственна малым инновационным фирмам. 7. Защитная – стратегия с высоким риском и применима для фирм, способных работать в условиях конкуренции. Для этого необходимо завоевать значительную долю рынка и поддерживать норму прибыли посредством низких издержек производства. 8. Поглощающая – когда фирма выходит на рынок с совершенно новым продуктом. 9. Промежуточная – с самостоятельным проведением эффективной инновационной политики, с условием не отставать от ведущей фирмы, в тоже время избегать риска на рынке.
Направления выбора инновационной стратегии В ходе стратегического анализа рассматриваются два крупных блока вопросов: 1. условия производства и конкуренции (они определяют характер внешней среды компании); 2. ситуация внутри компании и конкурентоспособность (внутренняя среда компании).
Направления выбора инновационной стратегии Суть выбора стратегии производства и конкуренции фирмы сводится к решению семи основных вопросов: 1. Каковы главные экономические особенности данной отрасли производства? 2. Каковы главные движущие силы отрасли и какое влияние они будут оказывать в будущем? 3. Каковы силы конкуренции и каков уровень конкуренции в отрасли? 4. Какие компании имеют наибольшую/наименьшую конкурентоспособность? 5. Кто вероятнее всего, и какие конкурентные шаги предпримет? 6. Каковы главные факторы, определятющие успех или провал конкурентной борьбы? 7. Насколько привлекательна данная отрасль с точки зрения перспективы достижения уровня рентабельности выше среднего? Получив ответы на данные вопросы, разрабатывающий стратегию бизнеса руководитель может сделать обоснованный вывод относительно наиболее реалистического стратегического выбора фирмы и, в конечном итоге, предложить стратегию, которая в наибольшей мере отвечает изменяющимся условиям и конкуренции.
Факторы от которых зависит стратегия инновационной фирмы К инновационной деятельности побуждают организацию следующие факторы: Окружающая (внешняя) среда, её изменения, вынуждающие человека новаторство ват; Государство, посредством своей политики дающее или отбирающее стимулы к инновациям; Научно-технический прогресс, побуждающий предприятия отслеживать новинки для эффективной борьбы с конкурентами. Внутренними факторами-побудителями к инновациям для предприятия являются: творческие способности сотрудников, их внутрифирменная конкуренция; предпочтения собственников, менеджеров организации и её неформальных лидеров.
Спасибо за внимание