МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
По источнику получения знаний. а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово) б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия)
Словесные методы обучения Работа с учебником и книгой Экскурсия Дискуссия Объяснение Рассказ Беседа Самостоятельная работа
Наглядные методы обучения Метод иллюстраций Метод демонстраций
Практические методы обучения Упражнения Творческие работы
Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Исследовательский метод.
Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого 1. Объяснительно- иллюстративный метод (информационно- рецептивный). Основное назначение метода организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно- иллюстративный метод один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации
Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого 2. Репродуктивный метод Основное назначение метода формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого 3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого 4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого 5. Исследовательский метод Основное содержание метода обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.