Педагогический совет «Создание условий для успешной социализации учащихся» План: 1. Вводная часть: Актуализация проблемы. План и форма работы педагогического совета. (Фирсова Е.В.) 2. Теоретическая часть: Меры психолого-педагогического воздействия при работе с учащимися девиантного поведения. (Балахнина Е.А.) Роль классного руководителя в социализации учащихся. (Сидорова Ж.Ф.) Социализация учащихся через вовлечение детей в культурно- досуговую деятельность. (Касагорова Е.Е.) Профориентационная работа как один из важных аспектов социализации выпускников школы. (Сизова А.В.) Способы мотивации к учебной деятельности. Беляева Е.А.)
3. Практическая часть: Работа в группах, разделенных по цвету стола. Цвет обозначает определенный функционал. Красный стол – реалий обсуждает и представляет информацию: «Причины дезадаптации, неуспешной социализации учащихся» Белый стол – стол фактов обсуждает и представляет информацию: «Формы работы, способствующие социализации учащихся, реализуются в школе». Желтый стол – стол идей обсуждает и представляет информацию: «Предложения, система мер для повышения эффективности социализации учащихся». 4. Подведение итогов: Зеленый стол – стол решений предлагает и обосновывает решение.
Социализация- это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм
Факторы социализации мир планет а космос страна общество государство этнос регион субкультура Тип поселения СМИ Личность семья микросоциум школа группа сверстников детский сад
Стадии социализации: Детство Юность Зрелость Старость Начальная Продолженная (ранняя) (зрелая)
Структура процесса социализации Процесс социализации можно условно разделить на четыре составляющие: 1 – стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально- экономическими и социокультурными реалиями; 2 – относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.). 3 – относительно социально контролируемая социализация (воспитания) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека; 4 – более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения) в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни и вопреки им.
Ученик как объект, субъект и жертва социализации Объект социализации Субъект социализации Жертва социализации Усвоение ожиданий, предписаний и компетенций, необходимых и минимально достаточных для выполнения социальных ролей: Мужчины и женщины; Члена семьи; Учащегося; Субъекта общения; Работника; Гражданина; Грамотного потребителя. Решение на каждом возрастном этапе трех групп задач: Естественно-культурных (достижение определенного физического и полового развития); Социально-культурных (познавательных, ценностно-смысловых, нравственных); Социально- психологических (становление самосознания, самоопределение, самореализация, самоутверждение). конформист (растворившийся в социуме) девиант (отвергший социум) баланс
Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках, неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание, плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий Нарушения отношения к учебной деятельности Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость, вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность Нарушения отношений с учителем Проявление отклонений социализации
Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность Нарушения отношений с товарищами по учебе Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи Нарушение отношений в семье Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением Нарушение отношения к общественно- полезной деятельности
Хвастовство своими друзьями вне школы, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи и школьных друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты и др.) Включенность в дезадаптированную неформальную группу Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление обидеть малышей, слабых животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания, разговоры о ненужности жизни Нарушение отношений с окружающими При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при обращении. При завышенной самооценке – наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам Нарушение отношения к себе
Портрет выпускника Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
«Реализуй себя» (самоактуализация) Формирование навыков самозащиты Правовое воспитание Подготовка к семейной жизни Основные содержательные компоненты программы социализации
«Познай себя» (самопознание) Знание потенциальных возможностей Формирование адекватной самооценки «Сделай себя сам» (самовоспитание) Выбор позитивного социально значимого поведения Волевой баланс «хочу-могу- надо» Основные содержательные компоненты программы социализации Основные содержательные компоненты программы социализации
«Найди себя» (самоопределение) Формирование жизненных ценностей. Выбор профессии Формирование базовой культуры. «Учитесь владеть собой» ( саморегуляция) Саморегуляция в конфликтах. Социальное закаливание Основные содержательные компоненты программы социализации
«Научи себя и других» (самообучение) Расширение кругозора. Развитие познавательной активности. Формирование общеучебных умений и навыков. «Деловое и межличностное общение» ( самоутверждение) Формирование навыков самоутверждения в группе. Формирование навыков общения с противоположным полом. Толерантность Основные содержательные компоненты программы социализации