Методическая разработка раздела программы по русскому языку 8 класса ТЕМА: «Однородные члены» ВЫПОЛНИЛА учитель русского языка и литературы Староустинской СОШ Сучкова В.Л год
Содержание Пояснительная записка Актуальность изучения Принципы отбора содержания Цели и задачи темы Ожидаемые результаты Образовательные технологии Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала Поурочное планирование по разделу Проект урока Литература
Пояснительная записка Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Специальными целями изучения русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Как известно, «Синтаксис» - один из важных разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе. Изучение этого раздела грамматики обладает широким обучающим и развивающим потенциалом, оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, создаёт благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей. Без полноценного усвоения знаний по синтаксису невозможно успешное овладение частью пунктограмм, предусмотренных школьной программой, усвоение ряда правил словоупотребления. В 8 классе на изучение раздела «Синтаксис» отведено 102 часа. Из них на изучение темы « Однородные члены предложения»-14 часов. В процессе изучения данной темы учащиеся приобретают программные знания об условиях однородности членов предложения, учатся опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, различать однородные и неоднородные определения. Изучение данной темы предполагает дальнейшее обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, моделируя и используя в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов, производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами. Учащиеся учатся наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных тексах.
Актуальность изучения темы Многочисленные педагогические срезы показывают, что раздел «Синтаксис», к сожалению, не выполняет своей базовой функции, поскольку существуют серьёзные недостатки в его усвоении учащимися. На сегодня одной из самых актуальных проблем в практике преподавания синтаксиса в средних классах является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. Формально усвоенные сведения быстро забываются и не становятся прочной основой дальнейшего изучения родного языка. Кроме того, формальное, неосознанное усвоение раздела ведёт к снижению интереса к урокам русского языка, низкому уровню познавательной активности школьников. Решению проблем формализма в усвоении знаний по синтаксису способствует активное вовлечение ребёнка в процесс обучения. Тогда ученик не бездумно будет принимать готовый образец или инструкцию учителя, а сам будет формулировать учебную задачу, анализировать способы её решения, выдвигать гипотезы, экспериментировать с языковым материалом.
Принципы отбора содержания отбор материала соответствует возрастным особенностям восьмиклассников; материал изложен в доступной форме; пробуждает интерес к изучению родного слова; развивает любознательность, мышление, речь; способствует становлению всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; воспитывает у школьников среднего звена чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова.
Цели и задачи темы Цели: Формирование представлений об однородных членах. Развитие познавательной активности учащихся, речи, памяти, внимания, мышления. Задачи: Обучающие: Формировать знания об условиях однородности членов предложения и правила интонирования предложений с разными типами сочетаний однородных членов. Развивающие: Развивать мыслительную деятельность учащихся, моделируя и используя в речи предложения с разными типами сочетания однородных членов, развивать умение работать с текстами разных стилей и жанров. Воспитательные: Воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний; воспитывать дружелюбные отношения между учащимися, поощрять стремление к совместной деятельности и взаимопомощи.
Ожидаемые результаты 1. Учащиеся должны знать: условия однородности членов предложения, правила постановки знаков препинания между однородными членами. 2. Учащиеся должны уметь: различать однородные и неоднородные определения, применять пунктуационные правила, работать в группах, давать оценку ответам одноклассников и самооценку. 3. Учащиеся должны обладать способностью осознанно получать знания по теме, моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, поддерживать дружелюбные отношения между одноклассниками, навыками совместной деятельности.
Образовательные технологии Наименование технологии Уровни использования 1. Развивающее обучение Программно-методическое обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ 2. Проблемное обучение Отдельные уроки по русскому языку 3. Использование игровых моментов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Урок-игра 4. Развитие критического мышления Элементы отдельных уроков 5. Личностно-ориентированное обучение На каждом уроке 6. Средовой подход Элементы отдельных уроков
Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала Материал рассчитан на средний возраст 14 лет. В это время происходит смена образа и стиля жизни, основной вид деятельности – учебная деятельность. Она становится ведущей. Решающим компонентом является мотивация данной деятельности и активное вовлечение ребёнка в процесс обучения. В этот период преобладает наглядно-образное мышление, и поэтому необходимо использовать художественный образ как средство активизации мыслительной деятельности. Восприятие характеризуется непроизвольностью, интенсивно развивается самосознание, самооценка и потребность в самоутверждении.
Поурочное планирование 1. Р.Р. Сочинение по упр Осложнение предложения однородными членами. Понятие об однородных членах. 3. Однородные и неоднородные определения 4. Контрольная работа за 1 полугодие 5. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами 6-7. Знаки препинания при однородных членах предложения 8. Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки препинания при обобщающих словах Систематизация и обобщение материала по теме «Однородные члены предложения» 13.Зачёт по теме « Однородные члены предложения» 14. Р.Р. Сочинение по упр. 287
Проект урока Тема урока: Однородные и неоднородные определения Тип урока: Урок усвоения новых знаний Технология личностно-ориентированного урока с использованием ИКТ Средства обучения компьютер, цифровой проектор, экран, мультимедийная презентация урока в Microsoft Power Point Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы и приёмы обучения: словесные(объяснение, работа с книгой),наглядные ( технические средства),практические(упражнения)
Литература Учебник « Русский язык» 8 класса для общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – 33-е издание.- М.:Просвещение, 2010 год Н.Е.Егорова,В.Н.Горшкова.Поурочные разработки по русскому языку 8 класс- «ВАКО», 2009 год Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.М.:Просвещение, 2007 Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Дидактические материалы по русскому языку 8 класс-М.: Просвещение,2007 год