Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Косинская Т.А. заведующая МБДОУ «Теренсайский детский сад 9»
Нормативный документ: «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». утверждены приказом Министерства образования и науки России от
Нормативные документы: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Правительством РФ Д. Медведевым г.); Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 2562); Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ 655 от г.); Сан ПиН «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. 91).
Соотношение частей в структуре общеобразовательной программы: ФГТ Программа Обязательная часть 80 % Вариативная часть 20%
Отличие д/о от общего образования 1. В детском саду отсутствует жесткая предметность. 2. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. 3. Стандарт д/о не предъявляет жестких требований к результатам освоения программы. 4. В дошкольном образовании определены 2 группы требований, а не 3, как в стандарте начального образования: требования к структуре программы д/о и требования к условиям ее реализации.
Принципиальные отличия модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой модели» - 1. Исключение учебного блока(но не процесса обучения) - 2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность Изменение содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных ( а не формальных) признаков Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность
Принципы основной общеобразовательной программы дошкольного образования: принцип развивающего образования; принцип научной обоснованности и практической применяемости; принцип необходимости и достаточности; принцип интеграции; комплексно-тематический принцип
Виды деятельности: Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличия от других видов деятельности: - наличие партнерской позиции взрослого; - партнерская форма организации: сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности; предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками
Виды деятельности: Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1. Непосредственно образовательная деятельность. Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. Актуальная предметно- развивающая среда.
Принципы основной общеобразовательной программы дошкольного образования: взаимодействие с родителями; преемственность с примерными основными программами начального образования.
«Соответствие образовательных областей, видов детской деятельности и форм работы с детьми дошкольного возраста». Образовательные области (по ФГТ): Виды деятельности:Формы образовательной работы: «Физическая культура»Двигательная деятельность Подвижные игры, дидактические игры, подвижные игры с правилами, эстафеты, соревнования «Коммуникация»Коммуникативная деятельность Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление загадок, отгадывание загадок, игры с правилами, режиссерские игры «Познание»Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, эксперимент, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами
Чтение художественной литературы «Социализация» Восприятие художественной литературы Игровая деятельность Слушание, обсуждение, разучивание Сюжетная игра, с правилами, драматизация, театр «Труд»Трудовая деятельность Совместные действия, дежурство, поручения, задания, реализация проекта «Музыка»Музыкально- художественная Слушание, исполнение, подвижные игры под музыку, дидактические игры «Художественное творчество» Продуктивная деятельность Мастерская, студия, кружок, реализация проекта
Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования 1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. 2. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. 3. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения. 4. Ориентация на содействие развития ребенка при взаимодействии с родителями.
Модель выпускника (по ФГТ): физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. любознательный, активный. эмоционально отзывчивый. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Благодарю за внимание! Успешного дальнейшего сотрудничества по преемственности «Детский сад - школа».